Вся  жизнь  –  подвиг

На муниципальных Рождественских чтениях, которые, напомню, носили название «Великая Победа: наследие и наследники», в выступлениях священников несколько раз упоминалось имя св. Серафима Вырицкого.

 Мне подумалось, что надо сделать об этом известнейшем исповеднике российском отдельный материал, тем более что настоятель Ершичского храма в честь Симеона Богоприимца иерей Сергий посещал Вырицу, знает о духовном подвиге старца Серафима не понаслышке и поделился впечатлениями о той незабываемой поездке в маленький городок Ленинградской области.

 Первое, что приходит на ум при упоминании имени Серафима Вырицкого, – это подвиг столпничества: тысячу дней иеросхимник, старец и прозорливец Серафим стоял на коленях на гранитном валуне в саду своего дома и молился о нашей Победе над немецко-фашистскими захватчиками. Перед его глазами, в ветвях яблони, находилась икона св. Серафима Саровского – небесного покровителя старца. Он стоял на коленях перед иконой и в дождь, и в снег, и в жару – в любую погоду. И не сделал себе ни одного дня передышки, никакой поблажки в дни болезней…А ведь был уже не молод и слаб телом. Телом, но не духом! Тот камень, на котором стоял старец, сохранился до наших дней, это православная реликвия и главная достопримечательность Вырицы. Самое удивительное, что на камне хорошо видны две выемки от коленей иеросхимника Серафима!

 Он родился в 1866 году в Ярославской губернии, в бедной крестьянской семье. Когда ему исполнилось 10 лет, скоропостижно умер отец, главный кормилец семьи, и мальчик, по сути – совсем ребёнок, был вынужден уйти из дома «на вольные хлеба». Он уехал в Петербург в поисках заработка. Как добирался – это отдельная тема…

 Работу нашёл быстро: его взяли рассыльным в продуктовую лавку. Смышлёный и не по годам серьёзный мальчик быстро узнал город, и не только его проспекты и улицы, но и закоулки, тупики, трущобы, которые так подробно описал Достоевский. Это была настоящая школа жизни, осмысления себя и своего места в этом сложном мире. Маленький мальчик не пропал, не затерялся в житейских бурях. Наоборот – встал на ноги, возмужал и окреп.

        Он окреп не только физически, но и духовно, и даже материально. А потом ему посчастливилось познакомиться с прекрасной девушкой, которая стала для него всем. Она разделяла его взгляды, поддерживала и вдохновляла. Девушка была из богатой семьи, и, поженившись, молодые не бедствовали. Жили хорошо, душа в душу. Но мечтали о совсем другой жизни – с Богом, чтобы ушло всё мирское и суетное.

 Мечта осуществилась только после революции: 13 сентября 1920 года прошение о принятии в число братии Александро-Невской лавры было одобрено. Приняла монашеский постриг и жена. А если учесть, какое тяжёлое время это было для верующих людей, то можно считать такое решение смелым поступком, если не подвигом. Всё своё имущество, движимое и недвижимое, подвижники отдали на нужды Воскресенского Новодевичьего монастыря (и тут я вижу аналогию с поступком св. Ксении Петербуржской).

 Вырица появилась в жизни нашего героя в 1933 году. Его направили служить в храм Казанской иконы Божией Матери. И он служил здесь до самой кончины – до 1949 года. Вырица, затерянная в дремучих лесах, стала местом притяжения для тысяч и тысяч православных людей, потому что слава о мудром и прозорливом старце расходилась по городам и весям. И то, что в Вырице в годы войны не было казней и пожаров, – заслуга о. Серафима, который объяснил высоким чинам вошедших в город немецких воинских частей, что их ждёт, если в Вырице будут твориться безобразия. О том, что это не легенда, свидетельствуют дневники немецкого генерала, встречавшегося со старцем.

 Что касается пророчеств Серафима Вырицкого, то рпи желании их можно найти в интернете и прочитать – это довольно интересно и поучительно.

 Иеросхимник Серафим Вырицкий был канонизирован в сонме Собора новомучеников и исповедников российских в 2000 году… Это был человек, предвосхитивший своё время, притом что жил он в очень не простую во всех смыслах эпоху: войны, революции, безбожие, голод и разруха в годы Гражданской войны, гонения на священников…Но, что бы ни происходило, он всегда оставался высокодуховным человеком, беззаветно преданным России.

 Т. Матушова