Стрекайлово и его святой источник

     В один из дней поздней осени, на редкость ясный и погожий, мы возвращались из деревни Озёрная Шумячского района – там живёт мастер по плетению корзин из лозы, мы ездили к нему в гости. Когда-нибудь я о нём расскажу, а сегодня мне хочется говорить совсем о другом.

      Погода была такая замечательная, что нам захотелось побродить по лесу. Светило приветливое солнышко, у дороги отцветали одуванчики и пижма, и совсем по-летнему голубело небо…И тут мы увидели скромный указатель-стрелку: «Святой источник». Этот указатель мы видели много раз, но всегда куда-то торопились и, к стыду своему, так и не съездили на источник и ничего о нём не знали.

      А в этот день свернули на просёлочную дорогу – туда, куда указывает стрелка. Ехали-ехали – и попали в какую-то деревню. Смотрели по сторонам, направо и налево, и возникло полное ощущение, что здесь остановилось время: искорёженные деревья, заросшие кустами овраги, брошенные дома с провалившимися крышами – целыми улицами! «Обитаемых» домов совсем мало, и возле одного из них грелся под лучами осеннего солнца старичок, прислонившись спиной к дощатому забору. Он смотрел на нас с нескрываемым любопытством: видимо, не часто в деревне можно увидеть чужих людей. А как же источник, расположенный где-то поблизости, – ведь к нему приезжают люди?

       Старичок объяснил нам, как доехать до источника. Мы поинтересовались, как называется деревня. «Стрекайлово», – был ответ…

       По заросшей дороге мы всё-таки добрались до святого источника. И увидели удручающую картину…Сам источник накрыт сломанной, замшелой крышкой. Мы с трудом подняли её – вода в источнике чистая. Рядом, в груде камней, установлен поклонный крест, у его подножия кто-то оставил иконку с образом блаженной Ксении Петербуржской. И крест, и иконка – в плохом состоянии: старые, ветхие. На стене покосившейся купальни мы увидели маленькую табличку: святой источник освящён в честь Ксении Петербуржской. Заглянули внутрь купальни: её стены совсем скоро «съест» грибок, в крыше и стенах зияют щели. Поодаль стоит резная беседка. Кто-то немало потрудился, вырезая её детали и столик, но, наверное, это было очень давно, и беседка, как и купальня, обречена.

         Траву в этом месте давно никто не косил, и она росла, как хотела. А на ветках старых деревьев, тут и там, повязано множество ленточек, тряпочек – есть такой полуязыческий обычай: оставишь ленточку у святого источника, загадаешь желание – и оно обязательно исполнится. Но – увы: все ленточки и тряпочки почернели от времени, потеряли цвет. Люди были на источнике явно не в прошлом и даже не в позапрошлом году…Очень грустная картина, и никто не виноват, и мы все виноваты. Прости, блаженная Ксения, за это запустение и забвение!..

        Приехав домой, я стала копаться в книгах – искать сведения об источнике и деревне Стрекайлово. Посмотрела в интернете. Скажу сразу: сведений об источнике не нашла, их просто нет. А вот о деревне удалось кое-что найти. И помогла мне в этом книга Н. Максимчук «Шумячское Порубежье в именах и названиях». Первое упоминание о Стрекайлове относится к 1522 году (!).Своё название село (а это было именно село – здесь находилась церковь) получило от фамилии местного помещика Стрекайлова. Сам он постоянно жил в Петербурге, а в имении жила его мать. Самостоятельно она ходить не могла из-за болезни, в сиделки к барыне нанимали девушек из деревни. Одну из них звали Прасковья Лазаревна Андреева. Имение было богатое, управляющим был мужчина по фамилии (или прозвищу?) Гапон. На лето в деревню пригоняли волов на откорм. На территории имения находились спиртзавод, церковь, школа. В 1938 году церковь разобрали и перевезли в Зимонино на строительство семилетней школы. До настоящего времени на месте помещичьего сада сохранились липовые аллеи и кусты сирени. Сохранилось и название – Стрекайловский сад.

       Посмотрела старые карты – они сейчас доступны. Деревня в разное время называлась и Стрыкайлово, и Строкайлово. На карте 1931года обозначено количество домов – 19.

        Странно, но на одном из домов деревни висит большой, добротный портрет Ленина…

        Думаю, что читателям не надо объяснять, почему этот материал не стоит под рубрикой «Духовность».

 Т. Матушова