Всего лишь восемьдесят

 

Этот человек предпочитает ходьбу пешком вопреки любому виду транспорта, активную физическую работу, в том числе и такую тяжелую, как колоть дрова и копать землю лопатой. За лето загорает до черноты, совершенно игнорируя вредный ультрафиолет, и не мыслит себя без физической активности, то есть всеми душевными силами ненавидит валяться на диване, или попросту  говоря – вести праздный образ жизни.

Судьбоносное

Вот поэтому ему 80, всего лишь ВОСЕМЬДЕСЯТ лет. Вообще – то не стоит забывать, что родился Владимир под счастливой звездой, в исторически прославленные, счастливые для всего человечества дни между появлением на свет Создателя и его Крещением – 11 января. Ну и как, скажите, можно толковать появление на свет младенца, первого и единственного, в семье Булаховых в эти эпохальные для всего человечества дни, кроме как не судьбоносное. Зима того 40 -го года выдалась снежной и морозной: сугробы чуть ли не до крыш наметало. Но если в российской глубинке лютовали природные катаклизмы, то Европу уже покрыл политический холод в образе коричневого фашистского режима. Хотя отзвук уже шагающей по старому континенту войны этаким предостерегающим колокольчиком прозвенел и в Ершичах: не вернулся с фронта под польским Белостоком отец Владимира Григорий Булахов. Как выяснилось позже, он погиб в лагере военнопленных в Германии.

Без отца

Правда, матери не пришлось одной поднимать сына, помогали бабушка с дедушкой. В том числе помогали справиться и с военными тяготами. Все для победы – это патриотично, это актуально, но народу пришлось так поднапрячься, взвалив на себя мирный фронт, который был, может даже тяжелее боевого, что косточки трещали. Голодное и холодное детство под оккупантами Владимир Григорьевич вспоминать не хочет. Не самые приятные эти воспоминания. Но уже в то время, когда немец считал и чувствовал себя хозяином покоренной им европейской части Союза, у стен Москвы вставала новая сила, новая несокрушимая рать. Вставала во весь рост, не кланяясь и не страшась пуль и снарядов, теряя тех, кого оставили эти символы смерти навсегда лежать в обильно политой человеческой кровушкой русской земле. И эту победную волну народного гнева и жажду мести проклятому фашисту уже ничто и никто не могли остановить.

Побудительный мотив

Таким образом, осенью 1943 Смоленщина вновь обрела свободу, но народу это не принесло долгожданного облегчения. Теперь все силы надо было положить на то, чтобы наладить мирную жизнь, восстановить порушенное хозяйство и производство, заново построить школы, жилье, заводы и фабрики. И опят, как ломовая лошадь, не щадя себя и детей своих, детей отечества земли русской, страна зализывала еще кровоточащие раны фашистского беспредела. С фронта возвращались те немногочисленные, которым посчастливилось выжить в этой многолетней кровавой мясорубке. Многие приходили без рук и ног, практически каждый прошедший горнило войны имел ранение. Может, вид вот этих людей, которым была необходима медицинская помощь, и подвиг Владимира стать медиком.

В едином трудовом строю

Жизнь быстро налаживалась. К тому времени как Владимир должен был пойти в школу, учебное заведение уже просвещало ершичан. И чай в школе давали горячий с сахаром и хлебом, чтобы подкормить голодных мальчишек и девчонок. А в летнее каникулярное время Владимир не только помогал матери вести домашнее хозяйство, но активно трудился в местном колхозе на сезонных летних работах. Особенно нравилось мальчишкам, когда выполнение заданий бригадира было связано с лошадьми. В то время дефицита тракторов тягловый скот тянул практически весь груз сельхозпроизводства. И хоть денег за работу в колхозе не платили, но на трудодни выдавали зерно или другие продукты производства. Вот так и выживали.

Выпускной рассвет

Школьный выпускной, встреча рассвета и выбор пути, по которому идти дальше – это традиция, мимо которой ни один школьник не мог пройти. ‎Ну а путь вперед в жизнь Владимир решил проложить через медицинское училище, куда и поступил на фельдшерское отделение. Решение это, скорее всего, было навеяно эхом войны. Сколько людей, опаленных этой всемирной катастрофой, нуждалось в квалифицированной медицинской помощи. Потом работа в доме престарелых и служба в Армии

Фельдшер

Студенческая жизнь – самое прекрасное время, и протекает оно быстро и весело. И вот уже Владимир Булахов – фельдшер участковой больницы в Рухани, а потом в такой же должности в Тросна – Исаевском медпункте. Дальше небольшое повышение – перевод в дом престарелых в Ершичи (размещалось это приютское учреждение в здании, где был магазин “Карида”). Население даже в тойже Тросна – Исаево, где сейчас осталось с полдесятка жилых домов, было весьма многолюдным, уже не говоря о Рухани, где базировалось крупнейшее в области мелиоративное предприятие. Так что опыта молодому медику было где поднабраться. Только вот чувствовал Владимир, что не хватает знаний, чтобы оказывать полномасштабную помощь больному. Ну а коль решил, значит сделал. Пока работал фельдшером, штудировал науку и легко, с первого захода, прошел по конкурсу в медицинский институт на лечебное отделение.

В медицинском институте

Хороши студенческие годы, хотя протекают они не совсем как сейчас, когда нашему чаде все на блюдечке с голубой каемочкой, только учись. А Владимиру, как и миллионам его соплеменников по соисканию высшего образования в советское время, приходилось и вагоны разгружать, и на заводах и базах грузчиком подрабатывать. Потому что стипендии только на еду и хватало, а еще хотелось и одеться, и девушку в кино сводить с традиционным мороженым и лимонадом. Кстати, о прекрасном, а именно о девушках. Бытует мнение, что украинки – самые красивые девушки из бывшего Советского Союза. Именно такой и показалась Владимиру его новая знакомая Надежда – студентка педагогического института. А может, оно и было так на самом деле, которое, как и положено быть, имело свое логическое завершение.

Ячейка советского общества

Таким образом, в Шумячи, куда получил распределение врач – хирург – Владимир Григорьевич Булахов привез и учительницу Надежду Дмитриевну, ту самую очаровательную черноволосую украинку, с которой познакомился в институте и с которой связал свою судьбу раз и навсегда. Меня до сих пор восхищает тот советский порядок, который был устроен в распределении молодых специалистов. Каждому выпускнику института, техникума, да и училища предоставляли работу и жилье по мере его наличия. Новоиспеченный обладатель профессии твердо знал, что работа и если не квартира, то комната в общежитии, ему обеспечены. И плюс три года гарантии, на протяжении которых выпускника не могли уволить или перевести куда – нибудь, в том числе и на другой участок работы, чтобы проявить себя, обрести опыт работы и стать настоящим специалистом.

Где родился…

К сожалению, а может счастью, в Шумячах была работа для хирурга и учительницы, но вторая составляющая того бесплатного, что гарантировала советская Конституция, а именно соответствующего жилья для семейной пары, ожидающей появления своего первенца, как раз на тот момент и не было. Пришлось обратить взор на соседний, только что образовавшийся или отпочковавшийся от Шумячского, Ершичский район. Больница там была в старом деревянном приспособленном здании, врачей не хватало, но молодым специалистам предоставляли квартиру. В новом, только что построенном доме (в нем чета Булаховых живет до сих пор).

Своя квартира

– Вот только с отделкой пока не успели, – представлял жилье столь нужным району специалистам, – сам председатель райисполкома Анатолий Паршин – легендарная личность, кстати, который всю свою жизнь посвятил развитию и благоустройству наших сел и райцентра. – А если вы сами возьметесь за отделку, чтобы сделать все как вашей душе угодно – будет совсем неплохо.

Перевезли свои пока еще нехитрые пожитки к маме, а Владимир Григорьевич после работы и в выходные, когда не было экстренных вызовов и ночных дежурств, с удовольствием доводил семейный уголок до ума, чтобы жить в нем было комфортно не только им с женой, но и дочери Елене, которая проявилась на свет в Ершичах. Второй ребенок четы Булаховых – тоже девочка Тамара.

Хирург

– Работа хирурга весьма специфическая и очень нелегкая, – вспоминает те далекие годы Владимир Григорьевич, – в день приходилось делать по нескольку операций, причем под местным обезболиванием – анестезиолога в больнице не было. А если случай требовал большого хирургического вмешательства, то приезжал из Рославля хирург Арнольд Иванович Соловьев с анестезиологом. В то время в районе проживало почти 18 000 человек, поэтому можно представить нагрузку на одного врача – хирурга. А еще ночные и другие неурочные вызовы. Действительно, можно представить, сколько труда, требующего твердости руки, точно поставленного диагноза, уверенности в себе и нервного напряжения приходилось отдавать на исцеление людей.

Рентгенолог

Потом построили новую больницу, пришли новые молодые врачи, в том числе и хирурги, и Владимиру Григорьевичу предложили пройти обучение на рентгенолога, потому что в новую больницу завезли новое оборудование, работу на котором мог осилить только специально подготовленный человек. Так наша новая больница приобрела еще одного специалиста, без которого практически нельзя было поставить правильный диагноз при абсолютном большинстве заболеваний.

После рождения первой дочери Владимир Григорьевич перевел и жену в больницу на работу. Причем на столь ответственное дело, как биохимическое исследование анализов. Не зря говорят, если театр начинается с вешалки, то больница с лаборатории. Надежда Дмитриевна быстро овладела этим весьма тонким и серьезным делом до высшего пилотажа, образно выражаясь. То есть проведенное ей исследование отображало точнейшую картину, и некоторые сомневающиеся пробовали перепроверить профессионализм Надежды Дмитриевны в лабораториях даже смоленских больниц, но тщетно – уличить биохимика – лаборанта в ошибке никому не удалось.

Пока незаменимый

Некоторые наши ершичане поговаривают между собой, что пора бы уже и отдохнуть Владимиру Григорьевичу – заслужил.

– Да я и не держусь за это место,- говорит наш многоопытный рентгенолог, – всегда готов уступить место специалисту и всегда об этом говорю. Только вот нет специалиста. А это значит, что придется нашим людям в Рославль или Шумячи ездить, чтобы флюорографическое обследование пройти.

Действительно, так и есть. Врачей сейчас в больнице не хватает, так что дай бог Владимиру Григорьевичу, обладателю высшей квалификационной категории, еще долгих лет активной жизни и дальнейшего исполнения обязанностей врача – рентгенолога в нашей пока еще существующей больнице.

Все как у людей

В семейном отношении у Булаховых все как у людей. Дети, получившие достойное воспитание, высшее образование и устроившие свои жизни, подарили внуков, старшие из которых уже взрослые. Вот только по стопам матери и отца никто не пошел. На то свои причины, о коих мы не будем говорить сегодня. А вот о том, что общий рабочий стаж Владимира Григорьевича 52 с половиной года с гордостью – скажем. И каждый день, идя пешком, и только пешком на работу, он знает, что его труд нужен людям, и это дает ему силы для этого самого благородного труда.

В. Панюшенко