…И надо жить дальше

Они родились здесь, на Ершичской земле: он – в деревне Пехтери, она – в Сукромле. А живут в красивой и доброй деревне Лужная. Не появлялось ли желание уехать в город или хотя бы в райцентр? «Нет, – отвечает хозяйка. – Деревню очень люблю…»

А когда люди узнавали, к кому мы собираемся ехать с председателем райсовета Николаем Викторовичем Ермолаевым, то говорили о главе ветеранского подворья: «Это настоящий русский мужик – надёжный и трудолюбивый».

Зовут их Иван Викторович и Татьяна Афанасьевна Евсеенковы, и большинство наших читателей их хорошо знает. Первое, что бросается в глаза на подворье, – цветы. Они всюду: на клумбах и рабатках, за домом и даже среди грядок с овощами. Лилии, георгины, астры, гладиолусы, хризантемы, петунии, гипсофила, хосты, какие-то многолетники, названия которых я не знаю…

– Да что тут особенного, – говорит хозяйка. – Все женщины любят цветы.

Все любят, да не у всех получается такая красота. Кто-то весной посадит семена в землю, а потом «руки не доходят» до цветов: основное внимание уделяется овощным культурам, картофелю…

А здесь ещё и хозяйство большое: корова Алиса, кролики, куры, до недавнего времени были поросята. Тёлочка…Немолодой, но исправно несущий службу пёсик Валет и кошка-подросток Мурка («Лечебная, – сказал о ней хозяин. – Трёхцветная»).

Любимое дело Ивана Викторовича – пчеловодство. О пчёлах он говорит с любовью и уважением. Рассказывал, что в пчелиной семье своя иерархия, у каждой пчелы своя роль. Есть пчёлы-разведчики, пчёлы-уборщики, пчёлы-охранники, воспитательницы, строители. Самая культурная пчела – приёмщица мёда. Ячейки должны быть чистыми. В улье, как все знают, есть матка, а ещё – трутень, у которого своя роль; после её исполнения пчёлы от него избавляются.

В пчеловодство Иван Викторович влюблён беззаветно и давно, с конца 70-х годов. Хотя ещё будучи школьником, наблюдал за жизнью шмелей, делал для них «домики» и приносил домой шмелиные семьи. Изучал книги по пчеловодству, читал журналы, беседовал с другими пчеловодами.

– Пчёл надо любить, – говорит. – Если их не полюбишь – ничего не получится.

У Евсеенковых – 50 ульев. Десять лет назад Иван Викторович перенёс тяжёлую болезнь, и Татьяна Афанасьевна тоже стала пчеловодом. У него – свой костюм для этой работы, у неё – свой, причём сшила их сама хозяйка. Тут уместно сказать о том, что она вообще замечательная рукодельница. Её «конёк» – вязание крючком: коврики, наволочки для подушек-думочек, накидки на кресла, половички. А два покрывала просто восхитительны! Что-то Татьянаа Афанасьевна вяжет по воображению, какие-то идеи находит в журналах по вязанию. Вязанные крючком вещицы, которых здесь множество, – украшение этого дома, его изюминка.

Нынче, поделился Иван Викторович, не очень удачное лето. Мёда меньше, чем обычно. В доме есть «медовая комната» со всем необходимым оборудованием. Не так давно была приобретена медогонка на три рамки, очень удобная. Специально для пчёл на усадьбе растут медоносы – душица, мелисса и другие растения. Роскошны подсолнухи, а ведь вырастить их не так просто.

Родителям помогают дочери, не гнушаются никакой деревенской работы. Елена живёт в Кричеве, Екатерина – в Рославле. У Евсеенковых – две внучки: Дарья и Соня. С Соней мы познакомились: из-за коронавируса она с весны гостит у бабушки с дедушкой. Дарья уже создала свою семью.

В поле посеяны овёс, пшеница, тритикале (зерновая культура – результат скрещивания ржи и пшеницы). Большой участок земли занимает картофель. В хозяйстве Евсеенковых есть трактор МТЗ-82 с необходимыми прицепными устройствами, комбайн «Нива». Но главное орудие труда – руки. Евсеенковы живут дружно, поддерживают друг друга. Когда Иван Викторович заболел, Татьяна Афанасьевна, её сестра Раиса Афанасьевна и все родные выходили его. Переживали за него все – односельчане, друзья, знакомые. Жена считает, что не только люди помогли мужу, но и…пчёлы. Любимое увлечение очень помогает ему в жизни, держит «на плаву».

Поженились Иван и Татьяна 7 января 1977 года. Я спросила у неё, чем привлёк её внимание этот парень. Ответила сразу: скромностью своей, трудолюбием. Оказалось, что в выборе спутника жизни она не ошиблась.

Иван Викторович рассказывал о своём деревенском детстве. Когда-то в Пехтерях было четыре улицы, много детворы. Сначала он учился в своей деревне – здесь была начальная школа. В классе было 6 учеников, учителя звали Виктор Михайлович Цыганков. Позже он работал председателем Мацилёвского сельского Совета. Потом ученики из Пехтерей стали ходить в Мацилёвскую школу-семилетку, а после её окончания перешли в Кузьмичскую.

– В Мацилёвку мы с ребятами ездили на велосипедах, – говорил Иван Викторович. – Весело было! Нас, детей, с малолетства приучали к труду – и родители, и учителя. Дрова мы заготавливали сами в делянке. С четвёртого класса я сено возил в колхозе волокушей на лошади. Считаю, что это самое удобное приспособление, я его и сейчас использую.

Отец, Виктор Фёдорович, работал механизатором. В Будённовскую МТС, в Рухань, на работу ходил пешком. Мама, Екатерина Михайловна, трудилась дояркой и в полеводстве, была звеньевой.

Говорили об учителях. Русский язык и литературу преподавала Ефросинья Васильевна Кубракова, а её муж был директором школы. Довелось учиться и у Николая Азаровича Исаченкова. Свои предметы он знал досконально. Если ученик списал, то учитель сходу мог сказать, с какой страницы учебника, какой абзац…

Строгий был.

Сейчас в Пехтерях живут два человека.

А детство и родная деревня помнятся и снятся…

Пока мы беседовали (и пили чай с душистым свежим мёдом), соседка пришла за молоком.

– Это Екатерина Васильевна Братушкина, – познакомил нас Иван Викторович. – Хорошая наша соседка, помогает с заготовкой сена. И дочери во всём помогают, даже с пчёлами.

Сколько в деревне работы! Надо успеть и учесть всё, и мелочей нет. Казалось бы, тут не до цветов, не до красот. Но нет! Татьяна Афанасьевна показывает свои «цветочные» уголки: вот анютины глазки, флоксы, альпийская ромашка (очень нежная, сиреневая). Эти петунии растут «самосевом». Амарант вырос сам – наверное, птички принесли семечко. Прекрасны гладиолусы, георгины, лилии. Но любимые цветы хозяйки – всё-таки ирисы, и тут я её отлично понимаю. Чтобы всё успеть и всё обиходить, она встаёт рано – в 5 часов. И начинается череда разных дел…Надо с удовольствием, с желанием делать любую работу. А если она в тягость, результата не будет.

Огурцы нынче были хорошие. На лук жители района жалуются: плохой, мелкий. У Евсеенковых с луком всё в порядке. Томаты удались, тыквы и свёкла обещают дать неплохой урожай. Будет и виноград, сорт «Изабелла» – хозяин делает из него вино. Сам прививает яблони. Кажется, Евсеенковы умеют всё. Татьяна Афанасьевна имеет статус ветерана труда. Она в своё время закончила Гагаринский сельхозтехникум (престижное, кстати, учебное заведение, которое давало хорошее образование), много лет работала зоотехником в колхозе «Прогресс», позже – почтальоном. Всегда была на хорошем счету. У Ивана Викторовича тоже «в послужном списке» – одни Почётные грамоты и благодарности. Его, толкового, работящего и ответственного, часто «бросали» на те участки работы, где трудно, где нужны его знания, опыт и свойства характера. Он закончил курсы шофёров и много лет работал водителем. Возил редактора А. Я. Прищепова, инженера по технике безопасности, юриста, водил молоковоз и автобус. Довелось быть трактористом, парторгом, председателем колхоза «Прогресс», комбайнёром, главным инженером, заместителем директора в МУСП «Кузьмичский», директором на два хозяйства – в «Кузьмичском» и «Прогрессе»; заместителем председателя и председателем сельсовета. Был даже такой период в его жизни: строительство Смоленской АЭС в Десногорске. Удивительная трудовая биография! Легко и спокойно не было никогда. Может быть, потому и здоровье неважное. Хорошо, что дома – надёжный тыл: любовь, понимание и забота. Радуют дочки и внучки. И надо жить дальше.

Татьяна Матушова