Жил-был художник один…

У меня в доме, на видном месте, висит небольшая картина, выполненная в технике масляной живописи. Это пейзаж: на фоне неба с кучевыми облаками изображены три молодые берёзки, а слева и справа от них – стога сена. Лёгкий летний ветер отклоняет в сторону ветки, и, кажется, что слышен шелест листьев. Вообще, в этом маленьком сельском пейзаже много воздуха, свежести, простора. Простой, незамысловатый сюжет, а взгляд не отвести. Эта картина уже несколько лет радует меня.
А написал её местный художник с очень не простой судьбой. Звали его Алексей Глебов.
Познакомились мы случайно. Было это десять лет назад. В такой же летний день, какой изображён на картине, мы приехали в деревню Мацилёвка, чтобы побеседовать с совсем другим художником, по фамилии Федотенков. Дома его не оказалось, и, раздосадованные (зря приехали!), мы присели на лавочку у колодца. Открылась дверь в соседнем доме, вышел человек с ведром в руке, чтобы набрать воды. Хорошо помню ту нашу первую встречу с Алексеем Глебовым (а это был именно он). Мы разговорились. Узнав, для чего мы приехали в Мацилёвку, художник легко согласился рассказать о себе для районной газеты. Оказалось, что он учился на худграфе Смоленского пединститута, не закончил его, но навсегда увлёкся масляной живописью.
Правда, посетовал, что расходные материалы (краски, кисти, холст и т.д.) стоят очень дорого. Вместо холста Глебов часто использовал картон или тонкую фанеру. Иногда писал свои картины на деталях разобранных посылочных ящиков. А вот кисти и краски предпочитал настоящие, хорошего качества. Не знаю, продавал ли он свои работы – Глебов был абсолютным бессребреником, жил очень скромно. Была у него семья, но извечная «болезнь» творческих людей привела художника к одиночеству. Он – участник первой Чеченской войны, куда отправился добровольно. Думаю, он искал себя. Или спасался от одиночества, когда остался один. Конечно, спасением для него стало творчество – работал Алексей много и плодотворно. Говорил, что сюжеты для своих картин видел во сне…
В последние годы жизни Глебов проживал в Ершичском комплексном Центре социального обслуживания населения, где к нему хорошо относились, поощряли к творчеству. Большинство его картин украшало стены Центра. В них есть что-то таинственное, неземное. Какая-то загадка… Кстати, «мой» пейзаж видела художница-профессионал. Сначала сказала: «Ничего особенного – это называется «примитивизм». Но через какое-то время задумчиво произнесла: «В этом что-то есть!»
Периодически Алексей Глебов возвращался домой, в Мацилёвку – обычно это случалось летом. Наверное, родные места вдохновляли его. Но разговоров о сущности творчества, планах, замыслах, жанрах, сюжетах он не терпел. Считал, что творчество – интимная вещь, о которой не говорят вслух…

Татьяна Калинина