«Я припаду к лицу земли моей…»

Осень для меня – это время, когда я вспоминаю известного смоленского поэта Алексея Мишина. Он любил это время года, писал об осени в своих стихах и ушёл из жизни осенью.
А познакомились мы весной 2005 года. Алексей Викторович редактировал первую книгу ершичского поэта Александра Шамонина («Круг») и приезжал в Ершичи на её презентацию. Вообще, во время работы над сборником Алексей Викторович дал автору много дельных советов, консультировал его, опекал, а это дорогого стоит.
Александр Михайлович доверял мнению и вкусу маститого поэта, тщательно работал над текстами произведений, композицией сборника. Я помню, как у нас в редакции он раскладывал листы со стихами то в одном, то в другом порядке, мы размышляли, как лучше. Иногда спорили, что-то переставляли, убирали вообще. Такой щепетильности, думаю, научил именно Мишин.
Итак, мы познакомились с Алексеем Викторовичем, а потом стали общаться. Несколько раз я навещала его на рабочем месте, в издательстве «Смядынь». Он читал новые стихи, делился планами, угощал чаем. В кабинете его была довольно аскетичная обстановка – ничего лишнего, всё просто и скромно. Я очень ценила эти моменты, понимала их значимость и важность для меня. Писала об этих встречах в нашей газете…Алексей Викторович подарил мне свой сборник, только что вышедший в издательстве «Смядынь» – это было в 2003 году, сборник назывался «Имена». Я его и сейчас храню. Недавно в очередной раз открыла – и зачиталась. Стихи Мишина отличаются простотой слога, искренностью, какой-то особой исповедальностью, яркостью и точностью метафор.
Алексей Викторович избегал «красивостей», никогда не оригинальничал, чем грешат многие поэты. Не было и лишнего пафоса, даже когда он писал о Родине, а на эту тему писал часто. Его малая родина – деревня Зуевка Рославльского района. 18 октября ему исполнилось бы 85 лет. А учился будущий поэт в Епишевской средней школе, как и моя мама, и он в шутку называл меня «землячкой» Вообще, он был остроумным, весёлым и жизнелюбивым человеком. С ним не ощущалось никакой дистанции, общаться было легко…
Недавно посмотрела интервью с дочерью поэта – Натальей Алексеевной Щербаковой. Она очень похожа на отца – и внешне, и внутренне. Те же искренность эмоциональность, простота, внимание к собеседнику…Слёзы, как и у отца, «близко». Кстати, внук поэта, тоже Алексей, пишет стихи. Когда он родился, рассказывала Наталья Алексеевна, счастливый дед пришёл к роддому, встал на колени под его окнами и снял шляпу…
Только что увидела свет книга Алексея Мишина «Услышь меня, Россия». Хотелось бы её приобрести, прочитать.
Как ты огромна, Родина святая!
Летел и шёл, скакал я на коне…
И всё-таки, от края и до края –
Вместилась ты, великая, во мне.

Т. Матушова