Жемчужина Смоленска

Когда бываю в областном центре, стараюсь хоть ненадолго зайти в Успенский собор. Здесь какая-то особенная атмосфера, навеянная то ли его древностью, то ли встречей с иконой Смоленской иконы Богоматери Одигитрии Смоленской и другими иконами, среди которых есть и чудотворные, намоленные за несколько веков.
На улице было ветрено и холодно, а в соборе уютно горели свечи, было тихо; несколько человек сидело на скамьях. Кто-то – с закрытыми глазами, погружённый в свои мысли; кто-то – со слезами на глазах…
Поднимаюсь к иконе Одигитрии Смоленской, которая, как все знают, находится на возвышении. Эта икона по праву считается главной святыней Смоленска. Она давно прославилась как чудотворная. Её история уже была освещена на страницах нашей газеты. Напомню лишь, что в Смоленск её привезли из Чернигова в начале 12 века. В 1399 году икону увезли в Москву, но в январе 1456 года она вернулась в Смоленск.
Одигитрия» с греческого языка – «путеводительница». Богоматерь смотрит строго, словно вопрошает: с чем пришёл, что у тебя на душе? И ты беседуешь с ней, делишься сокровенным, рассказываешь о наболевшем. Перед Бородинской битвой по приказанию М.И.Кутузова икона была торжественно обнесена по всем рядам русских войск. А сохранил её, спас от поругания генерал Ермолов. На своё место икона вернулась в день, когда освободили Смоленск, – 5 ноября 1812 года…
Успенский собор был заложен на месте древнего храма того же имени, построенного ещё в первой половине 12 века. Конечно, собор славится и своим уникальным иконостасом. Он выполнен из древесины липы, его высота – 31 метр. Говорят, мастера трудились над иконостасом 10 лет. Двух- и трёхслойная резьба, покрытая позолотой, играет светотенью…
Особенно прекрасны Царские врата. Поэтому я верю легенде, что Наполеон, войдя в собор, снял свою треуголку. Добавлю только, что иконостас сделан мастером Силой Трусицким и его артелью, в которой были не только резчики по дереву, но и позолотчики. Имена всех мастеров артели дошли до нашего времени.
А в московской мастерской Ефросиньи Старицкой искусные вышивальщицы создали ещё один древнейший памятник Успенского собора – плащаницу. Это выдающийся образец древнерусского лицевого шитья. Его история по-своему интересна: в 1812 году отступающие французы увезли плащаницу с собой, но русский отряд отбил обоз у неприятеля ещё на территории Смоленской губернии, и реликвия середины 16 века вернулась в собор.
Даже колокольня собора имеет свою историю: нижний ярус представляет собой строение 17 века, на сто лет древнее другого яруса.
Всё это, конечно, интересно и заслуживает внимания. Но главное – состояние твоей души, радость и благодать, которые ты испытываешь, посетив собор. Несколько дней прошло, а это ощущение не проходит.
…Рядом со мной на скамью присели старенькие, скромно одетые муж и жена.
– Мы с тобой всё-таки бессовестные, – проговорил мужчина. – Беспокоим Бога по пустякам. А ведь у нас всё есть, живём хорошо!

Т. Калинина