А жизнь продолжается

Глава Руханского поселения Максим Викторович Пядин в один из  визитов в редакцию предложил написать о ветеранах животноводства из колхоза имени Карла Маркса, и любезно согласился взять нашего корреспондента с собой при очередной поездке в Корсики. Для нас «безлошадных» такое предложение – дорогого стоит. И вот уже радушная  хозяйка Раиса Петровна Аксененкова принимает нас в своем доме в Корсиках.
Страна еще зализывала раны большой и беспощадной войны, в которой фашизму сломали хребет советский народ и Красная  армия. И в Высокой Слободе люди своим неустанным трудом  поднимали порушенное войной, внося свой вклад в общее дело восстановления хозяйства. Петр Смашнев, как и все его односельчане были самыми непосредственными участниками этой большой,  напряженной, созидательной работы.

В тесноте, да не в обиде

Раиса в семье Смашневых была восьмым ребенком. Так уж случилось, что первая жена Петра после тяжелой болезни  ушла из жизни,  оставив мужу двоих детей. Дом без хозяйки  и сейчас трудно представить, а в те годы и подавно – мужчина должен был ходить на работу в колхоз и на дела домашние хлопотные времени практически не оставалось. Так в доме появилась  Арина Сергеевна, которая заменила в хорошем смысле  умершую мать двух детей. Многодетные семьи в то послевоенное время были не такой большой редкостью как сейчас. Вот и у Смашневых семейство благополучно росло. И не было никакого материнского  раздела на двоих «чужих» и семеро своих, появившихся на свет мальчишек и девчонок. А всего в небольшом деревенском домике Смашневых на окраине деревни Выская Слобода ютилась семья из 14 человек.

Ее житейские университеты

Тяжелое это было время, голодное, напряженное для всех – от мала,  до велика.  Чуть подросший до полного осмысления своих действий ребенок становился работником, по мере сил и возможностей своих. Декретных отпусков тогда и в помине не было. А вот  такое, что женщины рожали прямо в поле, хотя представить это практически невозможно, говорят, случалось.
Раисе было у кого поучиться – старшие братья и сестры уже в полной мере усвоившие недетские по своим реалиям  жизненные университеты,  передавали их  младшим. Школа была суровой, ссылки на тяжесть, неумение,  постоянное, доводящее до исступления чувство голода, просто не работали. Надо было выживать, а для этого работать, работать и еще раз работать. В том числе на старших ложилась ответственность за младших, только что появившихся на свет. И Раиса, еще с пеленок,  скорее всего чаще видела перед собой лица своих старших сестричек, реже братишек, нежели лицо матери, которой просто было невмоготу успевать  на колхозной работе, да еще тащить на своих совсем нешироких женских плечах воз домашних семейных забот и хлопот. 

Духовные ценности

А еще в таких больших семьях дети на реальных примерах учились доброте, взаимовыручке, взаимопомощи и готовности самый маленький кусочек счастья, в том голодном понимании,  как например,  краюха хлеба, разделить хоть на мизерные порции, но каждому поровну, по справедливости. Это были те духовные ценности, которые закладывались чувством сопричастности и ответственности за ближнего своего и формировали настоящего человека.
Так незаметно, в хлопотах и заботах домашних дел, школьных будней Раиса оказалась на новом для себя пути – устраиваться в самостоятельную жизнь, в которой самой придется принимать решения, и шагать дальше,  расплачиваясь  набитыми шишками за допущенные ошибки.  Мать не хотела, чтобы Раиса оставалась в колхозе, где оплатой  за труд были трудодни, на которые в конце года могли дать зерна, сена для коровы, если урожай задался. А если нет – так и продолжайте выживать как умеете.

Свой путь

Так Раиса оказалась работником Ершичского  сырзавода, а когда освободилось место лаборанта на Руханском  молокозаводе, была переведена туда.  Девчонка, с детства привыкшая к труду, не чурающаяся и самого нелегкого,  пришлась по душе руководству этих предприятий, и ее утвердили  лаборантом завода. Я не знаю точно, можно ли было  на заводе, скажем,  выпить кружку молока или намазать толстым слоем масло на хлеб, которое  изготавливалось здесь же, но точно знаю, что такое желание было считай  у каждого работника завода. Просто контроль был тотальным и жестоким, вплоть до уголовной статьи. Все шло в закрома государства, которое не спешило его содержимым поделиться со своими гражданами, которые эти блага создавали.

За мужем

Раиса Петровна и сейчас,  в свои 73,  хороша лицом и статью, а в те далекие – молодые,  парни просто засматривались на стройную красавицу из деревни Высокая Слобода.  Романтика молодости, первой любви, страсти, того времени, как мне кажется, практически, ничем не отличается от современности, разве что у некоторых  нынешних молодых девчонок и парней нет сдерживающего фактора, который присутствовал у молодежи той поры, воспитывающейся на морально – нравственном облике  советского человека.  А все остальное как то: проводы под луной, поцелуи и мечты о будущем счастливом совместном  жизненном пути  принципиальных изменений не претерпело.

Корсики

И вот уже  Раиса переписывает фамилию на мужнину и переезжает, естественно, в его родную деревню Корсики, которая стала второй малой родиной для новоявленной Аксененковой.  Он – тракторист колхоза имени Карла Маркса, она мать двоих мальчишек близнецов, которые появились на свет в стареньком доме Аксененковых  очень слабенькими.
– Вот это был мой, пожалуй,  единственный продолжительный отпуск, – вспоминает Раиса Петровна то далекое прошлое, – мальчишки появились на свет совсем крохотными  – по килограмму весом. Я не знаю, что было бы со мной и моими детками, если бы не Лидия Георгиевна Еремина, вечная ей память. Добрейший души человек и доктор от Бога. Кормила близнецов из пипетки через нос (извините за подробности) целый месяц, потом  из ложечки, тоже месяц и только потом перешла на кормление грудью. К этому времени мои Андрюша и Коленька уже выросли до двух килограммов. И только тогда Лидия Георгиевна выписала нас, порекомендовав как можно дольше продолжать грудное кормление.
Вернулась Раиса Петровна из больницы  тот же мужьин дом, который и домом назвать трудно было, настолько это была старая, обветшавшая избушка. А вот люди в ней жили хорошие и душой прекрасные. Это в первую очередь касается свекрови Христины Егоровны, которая помогала молодой маме во всем и советами, и конкретными делами, в том числе, и детишек растить.  А потом Раиса Петровна предложила  вместо нее на колхозную работу ходить. Так и порешили.

Новый поворот

В те далекие времена специалисты всех отраслей ценились,  а сельскохозяйственные – особенно. И, конечно, когда председатель колхоза Михаил Гледяев узнал, что у Аксененковой есть  специальное образование по технологии производства молока, он предложил ей место заведующей  Корсиковской фермой.
– Согласилась при условии, что хозяйство поможет  мне решить жилищную проблему – домик наш совсем прохудился, вспоминает Раиса Петровна. – Так я оказалась на ферме, а еще через неделю привезли новый дом, вернее составляющие его: стеновые деревянные панели и все остальные детали и конструкции будущего жилища. Колхозные умельцы так же быстро собрали е, и мы перешли в новый дом. По тем временам это было просто прекрасно. Правда,  не бесплатно, несколько лет мы выплачивали стоимость дома в размере  5 000 рублей. В то время это была очень большая сумма – буханка черного хлеба стоила 14 копеек, бутылка водки 4 – 5 рублей, а автомобиль «Москвич» – 5 000. Ну а получали мы за месяц своего неустанного труда  около 100 рублей при хорошем  надое. Так что дом этот, в котором и сейчас проживаем,  мы заработали, хотя можно было, наверное, и по другому пути пойти, ведь тогда в Советском Союзе жилье предоставляли в основном бесплатно  всем нуждающимся.

Руководитель

Так Раиса Петровна сама того не ожидая оказалась руководителем большого трудового коллектива животноводов. А это значит не только производственные проблемы:  качество и количество производства молока, рацион кормления животных, подвозка фуража, его раздача, санитарное состояние помещений, но и человеческие отношения в коллективе.  Нужно было услышать каждого, и по мере возможностей решать положительно их проблемы. Но и этого мало. Людей в те времена в хозяйствах всегда не хватало, особенно в периоды массовых работ как то: сенокос, посевная, уборка и так далее. И если доярке нужен был выходной, отпуск очередной или по болезни, Раиса Петровна принимала кроме своих основных обязанностей группу коров, временно оставшуюся без хозяйки,  и выполняла весь объем работ по уходу за животными.  Ничего не упускала из своего строжайшего поля зрения заведующая, в том числе и качество молока. Каждая доярка знала это непременное требование руководителя и все делали все возможное, чтобы молоко отправлялось на сырзавод только высококачественным.

Премия

– По итогам работы за год, не помню только какой, – делится Раиса Петровна прошлым, – колхозу выделили премию – 1 000 рублей. По тем временам – деньги большие. Мне из этой суммы выделили всего десятку, а моим коллегам дояркам гораздо больше. Досталось от общего «пирога» и администрации колхоза. Конечно, мне было обидно, ведь я непосредственно доила коров не меньше чем постоянные доярки. Да и в целом вся премия была заработана общими усилиями нашего  коллектива. А еще в то время каждая копейка была на учете: выплачивали стоимость дома, и семья требовала немалых расходов. Но это так, накатило. А в целом жизнь в то время была гораздо интереснее и веселее. Одним словом хорошая была жизнь, несмотря на все нехватки.   

Песня строить и жить…

Раиса Петровна любит вспоминать, как они участвовали в культурной жизни села. Заведующий клубом Василий Филиппович Титов организовал творческий коллектив, который выезжал с концертами не только в Ершичи, но в соседние районы. А по итогам одного из больших творческих конкурсов артистический коллектив художественной самодеятельности из Корсиков занял одно из первых мест и получил в награду бильярд. Это был бесценный и желанный по тем временам подарок, пользовались которым все корсиковцы.  Приезжали покатать шары на зеленом сукне и ребята из других деревень.

Новейшая  история

– А как сейчас живется? – спросили мы у Раисы Пертровны, во время  посещения ее гостеприимного дома в Корсиках.
– Самое плохое – это отсутствие работы для людей трудоспособных. Мои  Андрей и Николай всякому делу обучены, да вот нет в деревне работы. Попробовал Николай в «Мираторге»  поработать, да труд там не по его силам оказался  после операционного лечения язвы желудка.  Но без дела не сидят мои близнецы. Вон дом обшили пластиком, коридор переделали, теперь вот шифер купили, чтобы крышу отремонтировать. Все своими руками.

Личное подсобное

Двор у Аксененковых – полная чаша потому что живут здесь трудолюбивые люди, которые не привыкли сидеть сложа руки. А потому в хозяйстве на подворье корова, поросята, куры, собака и коты, конечно, куда ж без них в доме. За всем этим огромным по нынешним временам хозяйством  ухаживают  вместе с Раисой Петровной сыновья Андрей и Николай, причем они стараются взять на себя как можно больше работы, чтобы меньше ее досталось матери.
– Наши дети на ферме выросли, – улыбается Раиса Петровна. – Утром на ферму одна иду, не будить же детей в 4 часа утра, а на вечернюю – непременно с детьми. Помогали во всем и доить, и кормить, и убирать. А как закончим дойку, усаживаются наши ребятишки не только мои, но и других доярок на скамеечки, которые мастерил им Петр Гапеев (муж моей коллеги Нины Никаноровны Гапеевой) доставали кружки, по ломтю хлеба с собой прихваченному,  и так аппетитно наворачивали молоко с краюхой, что просто загляденье. Однажды эту символичную картину застал председатель Михаил Николаевич Гледяев. Посмеялся и пошутил, что не бывать нам с Гапеевой в передовиках по надоям.
Конечно, это была добрая шутка руководителя, потому что молока в то время в каждом доме было полно. Аксененковы, например,  держали трех коров. А во всей деревне их было около 150. Продукты домашнего хозяйства были составляющими питания сельского человека того времени. И это было здорово и здорово (от слова здоровье). Свои продукты были натуральными, экологически чистыми. Может поэтому люди той старой закалки прошлого века живут весьма долго.

Поколение

Младшая Галя, которую знает, наверно, каждый ершичанин, нашла свое жизненное место в Ершичах. Вышла замуж хорошего парня Сергея  Зайцева. Работает продавцом в одном из магазинов села и пользуется заслуженным уважением  у покупателей, благодаря своему умению общаться и понимать людей. Их дочь Анна – получившая высшее образование в Смоленском  Гуманитарном университете, работает сейчас в фонде социального страхования. Старший внук Владислав выбрал военную профессию.
Большинство советских людей с теплотой вспоминают жизнь в Союзе. В их число несомненно входит и Раиса Петровна Аксененкова,  обладатель медали  «За трудовое отличие». Название награды красноречиво говорит само за себя. А знак «Победитель  социалистического соревнования» тоже награда учрежденная Государством. То есть, это высшие знаки трудового отличия, а значит признание трудовой доблести Раисы Петровны на самом высоком уровне. Многочисленные  почетные грамоты и много добрых слов сказанных в ее адрес на протяжении ее 53 – летней трудовой жизни, тоже говорят о многом. Мы можем гордиться вот такими своими матерями и отцами, которые построили страну,  имя которой великий Советский Союз.

В.Панюшенко