Они были в огне

Когда ждала ветерана афганской войны на беседу, в мыслях крутились строчки дворовой песни:
«Афган, Афган, Афганистан.
Ты – боль земли. Ты – рана наша.
Афган, Афган, Афганистан.
Где мой погиб дружара Саша».
Юность целого поколения прошла под слова и гитарные аккорды афганских песен, воспевающих любовь, боль утрат и подвиги наших солдат.
Сколько их, молодых ребят, прошло за десять лет через жернова афганской войны? Сколько вчерашних школьников было вырвано из мирной жизни и брошено защищать Родину в горах и выжженных солнцем степях чужой страны? В нашем маленьком, незаметном на карте России районе, и то немало солдат «срочников» проходили службу в Афгане и даже есть два погибших воина. На сегодняшний день у нас 15 ветеранов афганской войны. А сколько их на самом деле было призвано с территории бывшего Советского Союза? На это никто не ответит. Сухие цифры статистики не всегда отражают реальную картину, и тем более, не дадут представления, как отразились они на судьбах вернувшихся, не вернувшихся, пропавших без вести советских мальчишек. Немного позволит нам прикоснуться к этой трудной странице истории нашей страны, старший сержант запаса Александр Александрович Семенов.
***
Александр родом из деревни Беседка нашего района. Как и у всех складывалась жизнь в сельских трудах и радостях бесшабашной юности. После окончания школы была учеба в Рославльском училище по специальности тракторист-машинист. Пришло время срочной службы в Советской армии. Как и заведено шумно отгуляли проводы и осенью 1983 года Александр был направлен в учебное подразделение в Туркменистане в городе Теджен для подготовки молодых солдат к службе. Только по прибытии в учебку, призывникам стало известно, что после ее окончания и подготовки по определённой специальности в течение полугода, они будут направлены для участия в военных действиях на территорию Афганистана.
Что творилось в душах и умах этих мальчиков, трудно представить. Пришлось им стремительно повзрослеть, чтобы выжить в жестких условиях войны и выполнять воинский долг, защищая свою родину на территории другого государства.
***
Так как Александр имел техническое профессиональное образование, его направили на обучение оператором-наводчиком танка. Впоследствии он в течение полутора лет службы не пропустил ни одного боевого выхода.
Ребят после учебки почтовым самолетом доставили из Ашхабада в афганский город Джелалабад, откуда и «раскидали» по разным ротам, согласно полученным военным специальностям и запросам на местах. Александр прибыл на место службы в танковое подразделение 66 военной бригады.
***
Все другое, незнакомое, чужое – другая жизнь. В самых неожиданных местах кроется опасность, и каждый прожитый день может стать последним. Очень непривычный климат, когда холодные ночи сменяют невыносимо знойные дни с температурой воздуха до шестидесяти градусов в тени. Климатические перепады, где температура зависит от высоты над уровнем моря. Можно было за период передвижения военной колонны испытать на себе жару пустыни и стужу снежных перевалов. Только знаменитый и стратегически значимый перевал Саланг в горах Гиндукуш, связывающий северную и центральную часть Афганистана, Александру приходилось преодолевать четыре раза за период службы.
***
Служили плечо к плечу призывники со всех стран Советского союза и отношения со всеми были ровные, товарищеские. Не было и понятия о «дедовщине» или о межнациональных спорах. Все понимали, в каких условиях находятся и составляли единое боевое братство советских солдат, имеющих общих врагов в лицах афганских повстанцев. Младшие по званию подчинялись старшим, и при соблюдении естественной иерархии, между собой не было напряженных ситуаций. Напряжения хватало извне.
Как известно, война в Афгане носила партизанский характер и вооруженные бандформирования моджахедов умели оставаться незаметными и использовать эффект неожиданности в своих нападениях. Мождахедов, воевавших против официального правительства Афганистана и советских войск, называли между собой «душманами».
– Трудно было воевать, когда они нас видят, а мы их не видим, – говорит Александр.
***
Первый боевой выход был с комбатом. Александра назначили заряжающим в танке. Потом наводчиком. Через несколько месяцев он получил звание сержанта и был назначен командиром танка. На каждое боевое задание формировался новый экипаж, состоящий из четырех человек. Разведгруппы определяли координаты местонахождения противника, назначалась военная операция и первыми на позиции направляли танки, а за ними другие подразделения для уничтожения бандформирований. Каждая военная операция была не похожа одна на другую. Каждый раз были свои особенности, и многое зависело от местности, где проходили бои: были ли это горы, ущелья или перевалы. Интенсивность и продолжение операций тоже были разными.
***
Место дислокации бригады советских войск состояло из палаток и организовывалось строго по родам службы. Здесь были и сапёры, и танкисты, и пехота, и десантники, и хозяйственный взвод. Необходимо было не только выполнять боевые действия, но и обеспечивать проживание, питание, лечение и отдых солдат. Привозить приходилось воду, продукты, медикаменты и все необходимое. Каждый выполнял свою задачу. Незначительные ранения или контузии лечили на местах, а кого нужно отправляли в госпиталь.
Приходилось и хоронить товарищей. И нередко. В одной из боевых операций погиб приятель и земляк Александра из города Ярцево – Савоськин Сергей, танк которого был взорван душманами.
***
В одной из операций танк, в котором находился экипаж Александра подорвался на мине. Экипаж чудом уцелел. Обошлось контузией с последующим лечением. Как и на всяком месте и во всяком деле многое зависит от человека. Друг другу помогали и делом и добрым словом, потому что знали – можно не вернуться с очередной операции.
Общение с семьей было в переписке. Да, писали письма, но не всегда было время и возможность для этого. Как долгожданны и желанны были эти весточки солдату из родного дома, а семье от солдата. Живы, здоровы, и это придавало сил продолжать нести службу и жить дальше в предвкушении будущей встречи.
***
Отношения с местным населением складывалось по-разному. В городах солдаты общались с афганцами, которые владели русским языком, а в кишлаках люди смотрели на советских солдат настороженно. Не зная языка, трудно представить какое-то общение. Если кто-то из солдат знал некоторые слова на языке местных, то можно было коротко объясниться. А так обходили друг друга стороной.
– Я как будто увидел своими глазами 14 век, – делится воспоминаниями Александр. – В кишлаках проживали крестьяне очень бедно и я впервые увидел как землю обрабатывают сохой или бороной, запряженной волами.
***
В истечении срока службы солдат самолетом доставили в Ашхабад и потом на родину.
Как сложилась жизнь после Афгана? Да как у всех под мирным небом – семья, дом, работа. Некоторая острота воспоминаний сглаживается временем, но когда события тех лет оживают в памяти, их можно погасить только осознанием, что мы живем здесь и сейчас. После демобилизации созванивались с бывшими сослуживцами, но когда у каждого жизнь течет в своем русле, все меньше и меньше становится тем для разговоров.
***
Война в Афганистане пришла к своему логическому завершению и политическая ситуация в стране была стабилизирована. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года, в соответствии с заключёнными Женевскими соглашениями. 15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов, согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран.
***
Поэт-песенник Юрий Кирсанов о выводе войск из Афганистана написал такие строки:
«До свиданья, Афган — этот призрачный мир,
Не пристало добром поминать тебя вроде.
Но о чём-то грустит боевой командир…
Мы уходим, уходим, уходим, уходим…»

С. Нечаева