Я благодарю свою судьбу

– Удивлению моему не было предела, когда я узнала, – рассказывает Нина Васильевна Ананьева,– что моя Таня, одна из лучших учениц школы,  решила пойти с товарищами по комсомольскому призыву отработать год дояркой на Будищанской молочно – товарной ферме. Конечно, я понимала, что иду в некоторой степени в разрез с линией партии и правительства, но очень хотелось хорошей судьбы для своего ребенка. Чтобы миновали ее все тяготы и сложности жизни деревенской, не обустроенной и некомфортной. Ведь есть и другая жизнь. 
– В институт тебе надо, а не на ферму, – повторяла я в который раз, – иди в педагогический, разве плохо быть учителем.

Я должна

Но Татьяна была непреклонна, – я должна! Все девчонки нашего класса идут на ферму, и я не могу подвести их – парировала она матери.
Действительно все девчонки выпускного класса Руханской школы решили отработать год на ферме в местном колхозе «Верный путь». Это был комсомольский призыв, на который не могли не откликнуться руханские школьники. Татьяна Ананьева, Вера Архипова и Нина Скачкова, конечно, в том числе. Разница лишь в том, что девушкам, оставшимся в Рухани предоставили жилье и некоторые другие, более комфортные, условия, а вышеназванные просто шагнули из – за школьной парты в грязь, навоз и практически ручной труд Будищанской фермы.

Нам к труду не привыкать

И отдали этот «долг»  девчонки, вчерашние выпускники Руханской школы, отработав год доярками в Будище и Рухани. И ничего после этого не изменилось, ни в колхозе, ни в стране. Все шло по старой наезженной колее. И Татьяна как – то даже с некоторым удивлением констатировала этот факт и подумала, что так же ничего не изменилось бы не пойди они на ферму по этой самой комсомольской путевке.  После чего Татьяна с чистой совестью (она не подвела класс) с легкостью поступила в филиал Смоленской сельскохозяйственной академии на зоотехнический факультет.

Академия и преспективы

Окончила полный курс обучения, как научного, так и жизненного, в смысле, того, что городская жизнь совершенно отличительна от сельской. И самое главное, у Татьяны были все шансы стать городской со всеми отсюда вытекающими: комфорт, удобства, магазины, театры, кино и все прочее чего нет в ее родном Будище. Потому что:  во – первых Татьяна окончила академию с самыми высокими оценками в познании сельхознаук, во – вторых – стала обладателем так называемого «красного диплома», что говорит само за себя, и в третьих – она подавала большие надежды в научно – исследовательской работе. И ей предложили поступить в аспирантуру, с проживанием и обучением в Московской академии им. Тимирязева.  В том числе комфортное общежитие и все условия для  будущего доцентного соискания. Но, увы!

Зов родного края

– Возможно,  я и стала бы на путь научной работы, – вспоминает Татьяна, – если бы это было в Смоленске, а к Москве у меня как – то не лежала душа.
В результате – Будище.  Родная деревня, родные и близкие люди. Татьяна вернулась к своей малой родине,  и все свои знания вкладывала в практику ведения животноводства в родном колхозе.

Зоотехник

Трудовые колхозные будни сразу заполнили практически все ее время, да и мысли тоже как – то акцентировались на животноводческих проблемах  и путях их решения. Да и семья, которая, естественно, как и во всех людей, сложившаяся к тому времени благодаря бракосочетанию с очень неординарным работящим и порядочным Николаем Алешиным, накладывала свои дополнительные хлопоты и заботы на молодого специалиста.

Самое сложное

– Однако это были трудовые и житейские будни, – вспоминает Татьяна Михайловна, – к которым мы привыкли и справлялись со всеми делами, как домашними, так и колхозными. Самое трудное в моей жизни было время распада нашего колхоза. Как в стране, так и в хозяйстве воцарилось некое безвластие. Председателя колхоза нет, а значит, нет и порядка, все пущено на самотек, в том числе парализована работа на фермах. А это уже настоящая беда – скот кормить надо, а некому и ничем. Дело было как раз в апреле. 600 голов крупно – рогатого скота сидели на скудном кормовом пайке.

С бедой бороться лучше вместе

Рассказывала этот эпизод из жизни своей Татьяна Михайловна с какой – то характерной дрожью в голосе, сквозь которые прорывались нотки тех эмоций и переживаний, которые навеяли ей эти воспоминания. Татьяна ничего лучше не могла придумать,  как обратиться к людям, своим колхозникам, которые вместе с ней несли все трудовые тяготы по уходу за животными. И люди не оставили своего главного зоотехника один на один с бедой. Сама Татьяна поехала по соседям дальним и ближним с просьбой дать или одолжить хоть соломы,  чтобы скот «на росу» вывести. Да и ее обращение к колхозникам поделиться излишками сена или соломы с общественным поголовьем оказалось результативным.

Общественное поголовье спасено

Короче,  выгнали по первой травке отощавших, но живых коров в поле, а значит, спасли их от неминуемого падежа или вынужденного убоя. Но вакханалия постперестроечного времени,  и установление нового правопорядка рушили все устоявшееся годами. В некоторых хозяйствах района  собственность распродавалась или попросту растаскивалась. В результате простые работяги, трудом которых создавались все эти материальные ресурсы, оставались ни с чем.

Хозяйства в новых формах

– Очень помогла разобраться в ситуации нам и как – то наладить по справедливости раздел имущества бухгалтер управления сельского хозяйства Нина Егоровна Петрова, – рассказывает в этой связи Татьяна Михайловна. – В первую очередь мы определили,  сколько в денежном выражении приходится на каждого труженика,  В результате в каждой деревне организовались фермерские хозяйства, которым и были переданы: скот, техника, инвентарь и недвижимое имущество. Конечно, всем не угодишь, были и те которым не нравилось то,  что мы сделали. Но я считаю,  что мы пошли по единственно верному пути. И эти минихозяйства, образовавшиеся на основании бывшего колхоза еще долго работали и приносили людям неплохие доходы и давали продукцию государству. Я тоже стала членом вновь образованного сельхозкооператива в Дубровке и трудилась наравне со всеми.

А жизнь свое диктует

Со временем развалились и эти хозяйства по самым различным причинам. В том числе и благодаря сельскохозяйственной политике, которая проводилась в стране в то нелегкое время реформ и поисков новых путей. А еще, молодежь побежала, в буквальном смысле слова, из своих сел в поисках лучшей доли и работать стало просто некому.
Однако в душе Татьяны не погас тот огонек, который в свое время заставил ее вместо того чтобы начать новую жизнь в Москве, вернуться в Будище. Именно эта искорка преданности выбранному однажды делу, заставила, образно выражаясь, когда и эти минихозяйства приказали долго жить, чете Алешиных, продолжать дело, которому посвящена вся их жизнь и жизнь их родителей.

Подворье

Сейчас в подворном хозяйстве Татьяны Михайловны несколько коров, молоко которых очень востребовано. А это означает все тот же постоянный мотивированный труд, которым всегда жила деревня, и хочется надеяться, мы, россияне, постепенно придем к общему мнению, что сельское хозяйство в любом ключе (индивидуальное  оно, или коллективное) должно получить свое дальнейшее развитие. Мы в состоянии прокормить себя сами, и для этого у нас есть все условия и возможности. Язовские жители – красноречивое тому подтверждение – очень многие личные подворья в селах этого куста держат скот и обеспечивают молоком и мясом не только свои семьи, но и других желающих потреблять натуральные качественные продукты.

Взаимопомощь

А еще Татьяна Михайловна – человек, который всегда спешит на помощь не только людям, но и животным. К ней, как специалисту высшей квалификации как научной, так и практической частенько обращаются односельчане, и не только, за зоотехнической помощью. Никогда никому еще дипломированный специалист не отказывала.
– Очень хочется отметить, коль речь зашла о помощи и выручке, – делится своими впечатлениями Татьяна Михайловна, – Валентину Ивановну Гурьеву, которая проживает в Танино. Когда нам  необходима ветеринарная профессиональная помощь, мы всегда обращаемся к ней. Эта удивительная женщина не только специалист самого высокого уровня, но и добрейшей души человек, которая всегда придет на помощь в любое время суток. А еще, – продолжает Татьяна Михайловна, – наша родная односельчанка Галина Степановна Ковзалина,зоотехник и человек до глубины души любящая животных и знающая что и когда нужно им для высокопродуктивного существования. И она тоже всегда поспешает на помощь, коль в этом есть необходимость.

Ее богатство

Нина Васильевна, внучка Анна, дочь Татьяна Михайловна в день свадьбы Елены ( в центре)

У Алешиных две дочери: Анна и Елена, нашедшее свое место в нашей непростой жизни, которые,  как говорится,  сделали себя сами. А еще Татьяна Михайловна и Николай Васильевич – обладатели бесценного дара – двоих внуков Артема и Ивана, которых любят больше, нежели их родителей. Ответная любовь детей и внуков не менее горячая и преданная. Правда дочери не дают покоя родителям, уговаривая их сократить количество поголовья в личном подсобном, а то и вовсе вывести всю крупно – рогатую живность и пожить в свое удовольствие. Татьяна Михайловна пыталась им объяснить, что в «удовольствие» – это то, что они делают сейчас. А без работы, привычной, напряженной, продуктивной и ежедневной жизнь станет серой, и совсем неинтересной. Поэтому течение ее продолжается в том же русле и с такой же интенсивностью, как много лет тому назад. Это уже символ и состояние души.

Наш корр.