В России будет принят «золотой стандарт» школьного образования

Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования». 
Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Владимир Панюшенко. Выпускающий редактор Ершичской районной газеты «Нива». Член Экспертного клуба региона:
Введение единой федеральной основной общеобразовательной программы в стране назрело и стало необходимостью, которая призвана оставить все самое лучшее в образовании.
 «Золотой стандарт» поможет укрепить в России единое образовательное пространство, освободит педагогов от лишней бюрократической нагрузки, систематизирует и сделает понятным и прозрачным для любого родителя содержание школьной программы, усилит роль воспитательного направления в школе. 
Национальные проекты стимулируют экономику, и специалисты с семьями переезжают по стране. Разнообразие учебников и программ при переходе обучающегося из одной школы в другую, являют собой проблему адаптации к ним. Поэтому было бы замечательно прийти к единой программе и учебнику. Законопроект является логичным и востребованным шагом в построении системы образования, реализуемой на территории нашей необъятной страны и, естественно, нашей Смоленской области.

Наталия Семенцова, член Экспертного клуба региона, руководитель исполкома Народного фронта в Смоленской области, депутат Смоленского городского совета VI созыва, учитель физики МБОУ “СШ 33”:
“В России принимается «золотой стандарт» школьного образования. Учителя и родители дождались единого подхода к образованию для всех детей нашей страны, независимо от того, где учится ребенок, в столице или отдаленной сельской местности. Теперь при переводе ребенка в другую школу у родителей не будет головной боли из-за различия учебных программ, разных требований и подходов в образовательном процессе. Дети легко будут включаться в образовательное пространство новой школы, так как это единая образовательная программа страны, единый учебник заказчиком которого является Министерство просвещения РФ. Принятый стандарт будет способствовать улучшению качества образования и повышению его уровня, в связи с тем, что в основу контрольных измерительных материалов,  в том числе и государственную аттестацию, будут включены вопросы соответствующие  единой программе с единым подходом к изучению предметов и фактическому материалу в учебниках.”

Марина Проскурнина, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ главный редактор СОГУП «Центральная объединенная редакция»:
Все то, что происходит сейчас в сфере образования, нужно было начинать делать давно. С того самого времени, когда детей стали учить по самым разным учебникам. Вы когда-нибудь читали задачки по математике в некоторых из них? У меня иногда создавалась ощущение, что учебник может написать любой, кто объявит себя автором новой образовательной программы. До смешного доходило. При переезде  семьи из одного города в другой их успевающий на “отлично” ребёнок мог стать неуспевающим учеником, потому что программы обучения настолько колоссально разнились.
А ведь успех системы образования напрямую зависит от  сохранения единого образовательного пространства.  Единое пространство возвращается, и это несомненный плюс и для педагогов, и для учеников.
До сих пор так и не решён спор о том, что такое ученик: сосуд, который следует наполнить, или факел, который нужно зажечь? Конечно, факел. Но если сосуд пустой, то и факел не загорится.
Важно, что сейчас стали думать о том самом наполнении сосуда – о содержании образования. А золотой стандарт и определит то самое наполнение.
Не всегда новое – это хорошо забытое старое. Но опыт советского школьного образования, несомненно, стоит использовать.”