СОКОЛОВЩИНА

Деревни под таким названием нет на карте нашего района с 1942 года. Люди старшего поколения помнят постигшую её трагедию.
7 августа 1942 года заполыхала огнём, спрятавшаяся в лесу, небольшая деревушка – Соколовщина, расположенная недалеко от деревни Сукромля, оккупированная, но не покорённая, ставшая пристанищем партизан. За это ей и уготовили фашисты такую страшную судьбу. В этот же день фашистские автоматчики оборвали жизни девяти жителей – Ивана Павловича Андреенкова, его сына Фёдора Ивановича Андреенкова, Леонида Сергеевича Алексанкина, Д.Н. Антипенкова, Ф.Г. Бондарева, Е.М. Михеева, В.И. Лаврева и его брата Д.И. Лаврева, С.И. Филимонова.
Население этой деревни жило с партизанами, как говорится, единой семьёй, помогали всем, чем могли. Немцы, узнав про это, не простили. И вот 7 августа они окружили деревню, а её жители накануне ушли в лес, и скот с собой увели. Расположились неподалёку от большака в лесу. Немцы услышали или голоса людей, или мычание коров и пошли на эти звуки. Захватив там всех жителей, они погнали их на Волоконщину. Женщин немцы не охраняли, и кто-то шепнул им: «Разбегайтесь потихоньку!» Так они и сделали. А мужчин… Мужчин оттуда повезли в Лоски – это в Рославльском районе, а потом расстреляли. Вот такая трагедия произошла в сукромлянских лесах.
После войны Соколовщина, в которой было около десяти домов, так и не возродилась. Те, кто мог построить заново жилища – погибли, а женщины разъехались – кто куда, а о деревне лишь напоминает обелиск. Памятная плита установлена под четырьмя раскидистыми елями, специально посаженными по углам. Оградка цела, а вот в плите с фамилиями две выбоины – «может охотники развлекались…?» Грустно, если так. Была деревня, колхоз с клубом и хозяйственными постройками. Здесь жили люди. Чем приглянулись им эти места? Ни реки, ни дороги хорошей, кругом леса, и болотистые места. Как сюда попали немцы? Почему они сожгли деревню, кто указал дорогу? Спросить не у кого, вокруг – безмолвие.
Всё поросло лесом, и лишь на небольшой поляне, где стоит обелиск, рядом с ним колышет на ветру ветвями одичавшая яблоня, будто напевает колыбельную песню, уснувшим вечным сном людям. И так хочется, чтобы тишину на Соколовщине нарушили людские голоса, а к подножию обелиска ложились живые цветы.
Тысячи деревень после войны отстроены заново, сюда же люди не вернулись…