Аксеновы

Нашему любимому Ершичскому району очень везет на приезжих людей. Если, скажем, москвичи неприязненно так говорили «понаехали тут» о прибывших покорять столицу, то к нам  в район переселялись люди во всех отношениях заслуживающие самых добрых характеристик. Об одном из таких очень пригодившихся и пришедших ко двору Анатолии Васильевиче Аксенове наш сегодняшний рассказ из цикла «История района в лицах и селах».

Где – то далеко

О том, что где – то далеко, далеко в смоленских партизанских лесах раскинулся прекрасный рабочий поселок Ворга, Анатолий, мальчишка из глубинной тульской деревни и знать не знал, и слыхом не слыхал. И подумать не мог, что этот поселок станет его второй родиной, с которой будет связана вся его дальнейшая жизнь, в которой случится очень много всяческих событий как хороших, так и весьма печальных. Впрочем, обо всем по порядку.

Совсем мальчишка

1949 год. Страна еще, образно выражаясь, зализывала раны нанесенные войной. Так, что трудно было всем. В том числе и маленькому Анатолию, единственному сыну своей матери. С 10 лет пошел в бригаду строителей подсобником, благо был не по возрасту высоким и сильным. Эти первые университеты обогатили опытом работы с деревом, который потом пригодился в жизни Анатолия Васильевича. Несмотря на возраст, приходилось трудиться целыми днями, ведь не бросишь бригаду, не пожалуешься на усталость.

Тракторист – машинист

В те советские времена для молодежи было открыто много дорог, пойти по которым мог любой парень или девушка. Но качество выбранного направления во многом зависело от образования и приверженности молодого человека к тем или иным профессиям. Как – то само собой получилось без долгих раздумий и колебаний, что оказался он в училище в районном городе Ефремов и, получив права тракториста – машиниста широкого профиля, вернулся в родную деревню. Пахал, как и все его исторические предки, родные земли колхозные пока отчим не устроил его на работу в  районные сети связистом – трактористом. Работящий, схватывающий все на лету мальчишка, быстро заработал 5 разряд, и, не отрываясь от основной работы, учился на шофера по путевке военкомата.

Лучшая школа

Жизнь в те далекие – близкие времена была самой лучшей школой в смысле ее практической составляющей. И богатый житейский опыт самостоятельной жизни очень пригодился ему в армии.
– Кем только мне не довелось быть на службе, – вспоминает Анатолий Васильевич, – связистом, водителем, парикмахером, библиотекарем, фотографом и много других дел приходилось выполнять. Потому что умел я, практически все. Год в Плисецке, год в Костроме, тогда армия перешла на двухлетку, быстро пролетели, потому, что я постоянно был в деле, минуты свободной не было. Потому и служба пролетела мгновенно.
Родная деревня хорошо приняла своего парня, только вот в голове Анатолия уже прочно укоренилась мысль, что искать свое место в жизни нужно не здесь. Поехал по приглашению ребят сослуживцев в Москву, где и устроился водителем автобуса.

Первые визиты

Но не суждено было Аксенову стать «понаехали тут» на постоянной основе. Его коллега по работе, неизвестно какими путями, оказавшийся в Москве из Ворги, познакомил стройного, высокого, красивого парнягу со своей землячкой Людмилой. Завязалось. Два раза девчина свозила Толю в свой родной поселок Ворга. Все понравилось парню, привыкшему к сельским просторам и тишине, но о том, чтобы стать воржанином и думать не думал. А вот руку и сердце прекрасной воржанке предложил. Все состоялось, как и положено быть. Только ни Толя ни Люда не знали, что у судьбы их жизнь уже расписана по иному.

Заводу нужны такие люди

Не прописывали Люду в общежитие автобусного парка, где жил Анатолий. Говорили, мол, пусть переходит к нам на работу. Одним словом нашла коса на камень. Стороны никак  не могли придти к обоюдному согласию. С жильем в те времена и в Москве проблемы были, в том числе и с фондом общежитий. Надоело молодым пороги чиновников обивать – решили, что на Ворге тоже жить и работать можно. Это был 1972 год 23 февраля. Два месяца оставалось до знакового события – образования Ершичского района. 28 февраля в поселковом совете зарегистрировали брак и с полным чувством сопричастности ко времени и месту пошли на завод – Воргинский стекольный завод.
Рабочий поселок в то время гремел на всю округу. Заводская стеклопродукция расходилась по всей стране – банка требовалась везде,  и растекалась на огромных автомобильных фурах по всему Союзу. Заводу в свою очередь требовались рабочие руки, и в том числе специалисты. Так стали молодые супруги Аксеновы стекловарами по рабочей профессии и воржанами по месту жительства.

В поисках

Творческая неугомонная натура Анатолия не давала ему спокойной жизни – не сиделось на одном месте, в смысле производственных отношений. Поскольку очень любил технику пошел в районное отделение «Сельхозтехника», где получил «газончик», работая на котором очень профессионально зарекомендовал себя. И, естественно, когда пришли в автоколонну новые ГАЗ – 53, получил один из этих желанных автомобилей, на котором объездил, можно сказать, пол – страны.
– Где я только не был. – Вспоминает Анатолий Васильевич, – в Лисичанске, Купянске, где сейчас обстановка очень напряженная, судя по средствам информации, во всех областных центрах нашей нечерноземной зоны. Короче, моя машина практически не знала простоев. А однажды начальник транспортного цеха стекольного завода Алексей Кузьмич Трушин предложил, чего, мол, тебе мотаться из Ворги в Ершичи, приходи к нам в депо. Так я стал составителем, или, иначе говоря, специалистом по составлению, формированию поездного состава. Потом помощником машиниста, машинистом, и старшим машинистом. Так и водил составы с сырьем для выплавки стекла и готовой продукцией пока завод не приказал долго жить.

Гром среди ясного неба

Это белая половина рассказа об Анатолии Аксенове самобытном, мастеровом, интересном и творческом человеке. А вторая – очень печальная, о которой и вспоминать не хочется, забыть бы как дурной сон. Но то, что душу постоянно гложет и печалит, никак не хочет уходить из памяти этого светлой души добрейшего человека. Как гром среди ясного неба – нелепая по своей сути смерть сына – подростка. Они с ребятами играли во дворе. Аксенов младший был мальчишкой активным, шустрым и минуту не мог усидеть на месте. Забрался на крышу трансформаторной подстанции, над которой были натянуты провода электроснабжения. И не стало мальчишки в мгновение ока – как – никак 380 вольт напряжение.

Одна беда не ходит

Говорят, самое трудное для родителей – пережить своих детей. Это, несомненно так, и можно представить горе и печаль, которые принесла им безобразная старуха с косой, именуемая страшным словом – смерть. Причем Людмиле Андреевне и Анатолию Васильевичу пришлось пережить эту трагедию дважды –  совсем недавно, три года тому назад ушла из жизни дочь, в самом расцвете сил – 48 годков от роду. Можно представить, сколько слез вылила скорбящая мать в результате вот таких безвозвратных потерь самых близких и дорогих ее сердцу людей.

Неугомонный

Анатолий Васильевич всего себя и все свое свободное время отдает общественной работе. Он до сих пор такой же неугомонный и непоседливый – быть в гуще событий, там, где нужен его энтузиазм, его знания, его умение и практический опыт во всяком деле, от мала, до велика.  Трактор, на котором запечатлен на снимке Анатолий Васильевич смастерил сам своими руками по своему собственному проекту. Как шутит Аксенов, заводится его агрегат из кабины. Такая техника огромное подспорье не только в домашнем хозяйстве, но и в делах территориального общественного самоуправления (ТОСа),  самым активным членом которого он и является.
– Могу подтвердить, – рассказывает в этой связи Игорь Леванков, – действительно Анатолию Васильевичу совсем некогда отдыхать или проводить время в безделье – в том числе и потому что мне с решением многих хозяйственных вопросов никак не обойтись без Аксенова. И каждый раз иду к нему, и каждый раз получаю необходимую помощь. Не знаю, как пришлось бы обходиться без такого «золотого» человека. Последняя его поделка для общественного так сказать пользования – доска объявлений. Сделанная из облагороженного дерева, она стала просто украшением села.

Его богатство

В редкие свободные минуты, когда удается побыть дома, Анатолий Васильевич старается понянчить правнуков. Это самые приятные моменты в жизни, как признается сам Аксенов. В этом отношении Господь не обидел их семью. На Ворге живет внук Анатолия Васильевича – Денис Шугаров, сын рано ушедшей из жизни дочери Валентины. Парень, взявший все лучшее от своего дедушки, создал крепкую семью, которой с честью могут гордиться бабушка и дедушка. Так вот, на снимке наш корреспондент запечатлел счастливых Людмилу Андреевану, Анатолия Васильевича и любимых правнуков: Ивана и Даниила. В этой связи нельзя не отметить, что месяца три тому назад в семье Дениса Шугарова появилась дочь Алиса. 
А в далеком туманном городе Санкт – Петербург живет третий сын Аксеновых – Алексей. У него тоже хорошая полноценная семья, подарившая Анатолию Васильевичу и Людмиле Андреевне троих внуков: Максим и близнецы Вероника и Кирилл. Их бабушка с дедушкой видят реже. Оно и понятно – далеко. И, тем не менее, Алексей со своим большим семейством не забывает навещать родную Воргу и любимых родителей.

Яркий след

В итоге хочется сказать, что Аксеновы из Ворги уже оставили очень большой и яркий след в истории района, своей жизнеутверждающей позицией, своими добрыми делами. И самое главное – добрые семейные традиции пронесут по жизни потомки Аксеновых, принося в нашу реальную действительность только самое лучшее, позитивное, человечное.

В. Панюшенко