Крещение Господне

Эти события произошли на реке Иордан примерно 2000 лет назад. В то время там проповедовал и крестил Иоанн Предтеча. Многие иудеи шли к нему креститься – так они думали очиститься от грехов. Но Иоанн Предтеча «очищал» не всех желающих: он напоминал, что перед омовением надо исповедаться – покаяться, только тогда грехи «смоются».

***

Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн вначале не решается крестить Христа, но затем повинуется.Как только Христос сошел в Иордан, Иоанн увидел Духа Божия, который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
В Иордан погружались и грешники, и Христос. Но для первых это было крещением покаяния, и прощение выражалось в омовении. Люди сходили в Иордан, чтобы смыть свои грехи.
Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые грехи приносят. Принять вплоть до смерти на Кресте, но – в конечном итоге – чтобы победить грех и смерть.

***

В храмах великое освящение воды происходит в Крещенский сочельник – утром 18 января, и в сам праздник Крещения – утром 19 января.
В молитвах на освящение воды говорится о придании ей различных благодатных даров, а также помощи и просвещении тех, кто набирает ее для пития, кропления, освящения домов.
Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу.
Великое освящение воды совершается лишь дважды в год – 18 и 19 января – накануне и в сам праздник Крещения. Его нельзя путать с малым освящением воды на водосвятных молебнах, которые служатся в течение всего года в определенные дни, а также по просьбам верующих.
В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией.

***

Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем.
Вода освящается не потому, что в нее погружается крест, и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и в ответ на молитвы Церкви продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.

***

Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь, сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.
Нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Нельзя использовать святую воду как «средство» от болезней, проблем и «сглазу». Недостаточно и одних слов молитвы, если человек произносит их без веры, как заклинания. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.

***

Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. В другие дни, по установившейся традиции, крещенскую воду принято пить натощак.
Святую воду можно не только пить, но и помазывать ею себя, как святым маслом.
В день Крещения принято не только пить святую воду, но и окроплять ею помещения и вещи.

***

Но, если вы ждете от святой воды максимальной пользы, не ограничивайтесь ею одной. Ведь благодать Святого Причастия гораздо больше, чем та, которую человек получает от святой воды. Идите в храм, пейте святую воду, укрепляйтесь, а потом идите на исповедь и к Причастию – чтобы святая вода стала, по слову Господа, «рекою в жизнь вечную».