К родным истокам, любимому делу

Профессию преподаватель  невозможно сравнить, ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию детям.

Школа искусства

Имя Татьяны Полховой хорошо известно нашим читателям и, всем родителям, дети которых занимаются в школе искусств. Это учебное заведение делает детский мир добрее, интеллектуальнее и более подготовленным к вступлению в самостоятельную взрослую жизнь.

Город первого космонавта

Татьяна родилась и выросла в нашем селе. Закончив  Ершичскую среднюю школу, решила связать свою жизнь с учительским делом, поступила в Гагаринское педагогическое училище. Студенческие годы в судьбе каждого оставляют неизгладимые впечатления. Учеба проходила интересно и занимательно. Куча новых предметов: педагогика, психология, философия и множество различных методик.

Родной предмет

Также в перечне предметов появился для Татьяны новый предмет – декоративно прикладное искусство (ДПИ). Этот предмет оказался самым близким и родным с детства. На уроках прикладного искусства мы осваивали главные виды народных промыслов: основные виды росписей нашей страны, лепили из пластичного материала дымковские игрушки, мастерили всевозможные предметы ручной работы, например, рамки для фотографий и шкатулки из картона, картины из упаковочной бумаги, цветы из лент, бумаги, ниток и многое другое.

…и даже мальчишки

– Начинала свою трудовую деятельность в районе, – вспоминает Татьяна Викторовна, – в Карповской и Поселковской школах. В нагрузку давали также вести кружок «Рукодельница». Все девочки с 5 по 9 класс ходили ко мне на кружок, а в Поселковской школе даже мальчишки. Работа кружка была направлена на вязание крючком. Вязали салфетки, игрушки, одежду для кукол. Проходили выставки. В районной газете была статья с фотографиями о нашей выставке.

Снова в Гагарин

В нашем районе молодой педагог проработала не долго, всего 2,5 года. Вышла замуж и уехала в город Гагарин.  К сожалению, там по специальности работать не пришлось.
Вернулась в родное село только в 2011 году.

Жизнь по- новому

И 2018 году Татьяне предложили преподавать в детской школе искусств. Давно не работая по специальности, Татьяна Викторовна некоторое время  колебалась и раздумывала над предложением, а потом, взвесив все «за» и «против» согласилась.
– Представляете, – вспоминает Татьяна Викторовна, – окунулась вновь в школьную атмосферу, и – жизнь заиграла новыми красками. Преподавание в школе искусств очень сильно отличается от стандартов общешкольного образования. Здесь в основном все строится на развитии творческого потенциала каждого ребенка индивидуально в зависимости от его увлеченности,  склонности и предпочтении какого – либо направления в прикладном рукоделии.

Вперед – к новым знаниям

Усовершенствование знаний, умений происходит постоянно – это регулярные курсы повышения квалификации и самообразование. Для Татьяны Полховой не интересно стоять на месте. Она – человек поиска, самосовершенствования и постоянного движения вперед к новым знаниям и навыкам для того, чтобы находить новое интересное для себя и потом все это передавать своим ученикам.
– В данный момент – рассказывает Татьяна Викторовна, – я преподаю следующие предметы: декоративно-прикладная композиция, художественная роспись по дереву, скульптура. Все предметы интересны, по своему сложны, и требуют определенной подготовки к занятию.

Для наших детей

Любой из учебных предметов, дающий возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области этого самого изобразительного искусства.
Скульптура это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. Конечно, с камнем у нас никто не занимается, а вот скульптуры из пластилина  очень даже неплохо получаются у тех учеников, которые этим увлекаются.
Художественная роспись по дереву – это декорирование художественными красками поверхности деревянных предметов. Но прежде чем приступить к делу, поверхность надо обработать: зашлифовать, загрунтовать и только за тем приступать к росписи. Разделочные доски, кухонные лопаточки, деревянные ложки, спилы, всё идет в ход.

 Выткано бисером

Но особенно хочу отметить – признается Татьяна Викторовна, – это бисерное ткачество – дисциплина, которая с успехом преподается в Ершичской школе искусств. Правда, для изготовления произведений из бисера необходимо наличие специального ткацкого станка.
– Я познакомилась детально  с этим видом декоративного – прикладного творчества в Смоленске в Центре народного творчества, – с каким – то особым восхищением вспоминает Татьяна Викторовна то совсем недалекое прошлое, – и просто заболела этим увлекательнейшим делом. Для дальнейшего саморазвития в этом направлении было все: желание, увлечение, введение ткачества в изучаемую дисциплину школы и желание многих ребятишек заниматься этим ремеслом. Не хватало только ткацкого станка. И мой муж сделал для нас этот станок по фотографиям и чертежам из интернета.

Главная работа

– А первой моей большой работой, – продолжает свой увлеченный рассказ Полхова, – был портрет нашего именитого на весь мир земляка Юрия Алексеевича Гагарина. Однажды мы с нашими воспитанниками  побывали в Калуге в музее космонавтики. Величие этого выставочного ансамбля и подвигло меня на создание этой работы. А еще приближалась юбилейная  восьмидесятая  дата рождения первого космонавта покорившего вселенную мироздания.  Я отдавала себе отчет, что это не простая работа, каждый штрих портретного  лица нашего великого Гагарина должен быть безупречно точен.  Работала, забывая обо всем на свете, пока, наконец, не получилось то, что я хотела.
– Татьяна Викторовна,- желаю установить истину для себя и читателей, – выходит декоративно – прикладным творчеством вы увлеклись, когда пришли на работу в школу искусств?
– Нет, начиналось все с 6 класса. В Доме пионеров уроки вязания из предмета детское творчество нам преподавала Тамара Семеновна Куренкова. Я была самая маленькая из девчонок нашей группы , и, конечно, мне было не согнаться за ними в мастерстве.  Вернулась к этому уже в 8 классе, ощущая, что именно этого мне не хватает.  Практиковала, сверяя свои действия с журнальными подсказками, тогда еще не было интернета. И так самоученьем постигла эту первую «дисциплину».  Хочу сказать, что в семье все занимались рукоделием. Бабушка Вера пряла шерсть, мама вязала, а я с дедушкой Иваном сматывала клубки готовой пряжи. Так что это, наверное, на генном уровне.
На этом процесс совершенствования не закончился?
– Потом я научилась вязать спицами, освоила вышивку крестом, и все это сама.
И все то, что было освоено ранее, сейчас передается детям?
Да, но перечисленное выше – это лишь часть всего того, что мы даем детям. Есть и еще одна большая задумка в плане расширения перечня наших дисциплин. Но пока об этом не стоит говорить. Как говорил кто – то из великих: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».
Все дети талантливы?
– Я не могу так утверждать. К нам приводят мамы своих детей и умиленно рассказывают, насколько талантливы их чада. Возможно, у каждого ребенка есть какие – то задатки, но даже если это так, его талант как неограненный алмаз. Чтобы развить начальные задатки таланта, его сначала нужно обнаружить и только потом очень долго и упорно работать, отсекая все лишнее и шлифуя долго и упорно то, что проявляется. Это мы и делаем в своей школе.
– Татьяна Викторовна сейчас увлечение стало профессиональным видом деятельности, и занимаетесь вы прикладным декором только на работе?
Отнюдь нет. Я представить себя не могу без работы рук. Например, я не воспринимаю фильм или телевизионную передачу, если мои руки не заняты делом. В этой связи хочу привести очень характерный пример. На своем первом уроке по мировой художественной культуре наш преподаватель – человек разносторонне развитый  – Александр Егорович Федосов попросил нас принести все, что необходимо для любимого рукоделия. На следующем уроке Александр Егорович велел нам заниматься своим любимым досуговым делом, а сам начал урок. Перед тем пояснив, что когда руки работают, мозг записывает всю поступающую информацию на подкорку. Недаром наши предки при лампадке или свечах вязали, пряли, вышивали, ткали, а кто – то один читал вслух сказки, которые запоминались практически навсегда.
В итоговом результате, я и многие другие девочки, которые занимались рукоделием на его уроках сдали это предмет на отлично.
Прикладное  искусство тоже требует определенных материальных затрат?
Да еще каких. Весь расходный материал, все заготовки стоят очень дорого, что не может не отражаться на семейном бюджете. Но в моей семье все поддерживают это мое увлечение и мы строим наши денежные отношения с учетом и этих совсем немалых расходов.
А много ль детей занимается в школе искусств?
Семьдесят три человека. Это, несомненно, много.
-Хотели бы кого – либо из учеников отметить за особые успехи?
Не хочется выделять кого- либо индивидуально. Все ребята по – своему талантливы, и каждый из них индивидуум, каждый – личность и созидатель в своем роде и виде деятельности. А еще хочется пару слов о моих коллегах. У нас очень небольшой коллектив – всего 4 человека, но работает каждый с полной отдачей сил, иногда не глядя на время и усталость. Все ради всестороннего гармоничного развития наших детей.
– Спасибо, Татьяна Викторовна, за интересный и содержательный рассказ и за то, что вы делаете наше подрастающее поколение добрее, умнее, обогащая его культурными ценностями, которые они своими руками могут воплотить в жизнь.
От редакции: Татьяна Викторовна в меру своего весьма скромного характера не стала рассказывать о тех высотах, которых она достигла в своем таланте передавать детям свои знания и умения владеть декоративно – прикладным искусством. Детские работы регулярно представляются на самых различных выставках и показах в Смоленске и всегда они отмечаются различными дипломами и грамотами. Их в активе Татьяны Викторовны уже не один десяток. А впереди еще столько замечательных и талантливых детей, мир которых она делает добрее и гуманнее и наделяет каждого из них умением своими руками сделать добротную и прекрасную вещь, полезную как для бытового обихода, так и для украшения.