Это наша с тобой биография

Практически всё, где мы сейчас живем, работаем, учимся и отдыхаем,  было построено в советское время нашими отцами, дедушками, матерями и бабушками, а то и прадедушками. Мы бесконечно благодарны им за это и хотим, чтобы будущие поколения знали тех людей, которые трудились не покладая рук на благо той огромной страны, которая называлась – Советский Союз. Сегодня наш рассказ о водителе совхоза «Кузьмичский» Павле Степановиче Ковзалине.

***

Как и всем, родившимся в соковых –  пятидесятых  прошлого столетия кузьмичскому мальчишке Павлу пришлось хлебнуть горюшка в полной мере, как это видится сейчас. Отец пришел с фронта раненый в плечо, вследствие чего практически не работала одна рука. Мама рано ушла из жизни – упала, повредила голову и результат самый печальный: муж вдовец и трое детишек сирот.
Отец один поднимал семейство. И можно представить каково ему пришлось. Это сейчас стиральные машины, а попробуй обстирать троих ребят да себя в корыте.
– До сих пор душа содрогается, когда вспоминаю то время, – рассказывает Павел Степанович, – мы ведь голодали в полном смысле этого слова. Липовые листья сушили и в хлеб добавляли, а щавель когда весной появлялся – за счастье считали.
В то время очень многие из нашего района уезжали в Украину на шахты. Не миновала эта участь и Павла. После семи классов школы поехал в Красный Луч и поступил в горное училище, по окончании которого, естественно, в шахтеры и под землю. Недолго пришлось добывать донбасский уголек, судьба распорядилась по – своему. Разорвавшийся трос поранил глаз мальчишке, и медики не разрешили ему работать на шахте.

***

И вот опять – родные Кузьмичи и трудоустройство в совхозе. Поначалу разнорабочим, а потом сел на старенький, отремонтированный им же ГАЗ – 51. И закрутилась, понеслась жизнь шоферская, разъездная, командировочная. Очень много грузов тогда перевозилось – преимущественно в хозяйство: удобрения, комбикорма, строительные материалы. Тогда в Кузьмичах уже начиналась большая стройка, а машин не хватало. Естественно, из имеющегося грузового транспорта выжимали все возможное, и водителям приходилось частенько работать и в выходные, особенно в горячую страдную пору. Да и география маршрутных листов была весьма широкой: Понятовка, Рославль, Смоленск, Хотимск и другие близлежащие города соседней Беларуси.

***

Строились тогда не только Кузьмичи, а потому строительные материалы шли строго по разнарядке, и были строго лимитированы. Вот и пробивал директор совхоза Николай Степанович Шарпов пути в родную Беларусь, налаживая связи с руководителями заводов, производящих цемент, шифер, силикатный кирпич и иную дефицитную продукцию, которой  так не хватало у нас в Смоленской области.
В соседней союзной республике и с продуктовым обеспечением было получше, нежели у нас в районе, а потому командировка в тот самый Хотимск была весьма желанной для каждого шофера. Рубль советский ходил по всему  великому Союзу, в том числе и Белорусской ССР, а вот магазины как продовольственные, так и промышленные очень разительно отличались от наших, ершичских.  Да что там говорить, люди того поколения частенько организовывали торгово – закупочные вояжи в соседнюю братскую республику, и везли домой на родную смоленщину дефицитные  у нас товары и продукты.  Так было и это наша не самая далекая история.

***

Павел Степанович, приученный с детства к труду постоянному, неустанному, всегда исполнял порученное дело качественно и в срок, а потому и доверие к нему у руководства совхоза очень высокое было. Да и водителем он был очень внимательным, любил и ухаживал за автомобилем, хоть на ремонты время ох как неохотно давали – каждая машина была на особом счету, образно выражаясь. Бывало и такое, что приходилось, если ремонт был небольшим, производить его в свое  личное время.  Ну а поскольку его «газончик» был  очень немолодым, «руки бить» приходилось частенько.
– Как сейчас помню, – рассказывает о том времени Павел Степанович,- в 1980 году «пришла» к нам в совхоз новая самосвальная  машина ГАЗ – 53. Конечно каждому водителю хотелось получить автомобиль, и когда я стал водителем новенькой машины, конечно,  мне было очень приятно.
В этой связи значительно расширилась география поездок Ковзалина,  потому что новую машину, естественно, посылали в самые далекие рейсы, и отдыхать водителю даже по выходным, которых в совхозах и колхозах было не очень много, приходилось не часто.

***

Быстро пролетело то время, в трудовых буднях совхозных, в хлопотах домашних. Душа Павла Степановича, как и остальных кузьмичан радовалась, когда смотрел он на созидательное движение его села к благам цивилизации. И гордостью наполнялось его сердце при мыслях, о том, что практически в каждом построенном здании бытового, производственного или культурного назначения есть и его Ковзалина, вклад.
Думал ли в то совсем не далекое время Павел Степанович, что буквально через несколько лет все это станет никому не нужным. Отложиться на потом ввод в эксплуатацию уже почти готовой для принятия учеников в свои классы, школы – нового современного двухэтажного здания с прекрасным спортивным залом. Задержись чуть по времени перестройка,  и все, что за ней последовало, и ученики своими прекрасными звонкими голосами наполнили бы классы новой школы. Сейчас от школы остался только каменный остов.

***

Приказали долго жить больница и комбинат бытового обслуживания, гостиница,  ясли, и все остальное прочее, что строили кузьмичане для своего блага и хорошей жизни будущих поколений. Обидно и горько это сознавать, да и память не дает покоя, рисуя картины той жизни, которую они строили с таким воодушевлением и энтузиазмом.

Наш корр.

От редакции: Этот материал  появился на страницах газеты «Нива» не только благодаря нашим корреспондентам. Поскольку в редакции нет автомобильного транспорта, для освещения жизни наших сел, и людей, проживающих в них, приходится пользоваться любезностью наших глав Алексея Ковалева и Максима Пядина. Они всегда готовы помочь нам в нашей работе, в смысле предоставления служебного транспорта. И не только. В последней поездке в Кузьмичи Алексей Николаевич на протяжении всего пребывания в этом селе, был нашим добрым гидом, устраивая встречи с нашими респондентами у них дома. Огромное спасибо, Алексей Николаевич, от имени наших читателей и редакции газета «Нива»