Живая память поколений

Сразу две героико-патриотические акции, проведенные 28 апреля в обновлённой музейной комнате Ершичской средней школы,  до сих пор  волнуют сердце. Они наполнили сознание тем особым чувством важности происходившего и для нас, старшего поколения, и для нашей юной смены, нынешних школьников, которое заставляет быть выше нашей повседневности и думать о вечном, непреходящем.
Нам посчастливилось быть приглашёнными в этот день в музей его нынешним руководителем  Любовью Закроевой, за что ей особая благодарность и признательность. Любовь Анатольевна помимо огромного пласта организационно-воспитательной работы в школе взяла на себя и это нелегкое  музейное дело. Музей развернул свою деятельность,  успешно сочетая традиционность и новые технологические приемы, в которых привычнее музейные экспозиции, стеллажные выставки обогащаются интерактивным оборудованием и современной  функциональной мебелью.
Первая акция  в школьном музее этнографии (нынешнее название музея) была  представлена  научно-исследовательским  коллективным проектом с загадочным и даже интригующим названием «Музей в чемодане». Руководители проекта, Светлана Анатольевна Лылина и Сергей Викторович Лылин, вместе с ребятами 5 «Б» класса в такой необычной форме поставили задачу не только сбора исторических фактов, сведений о  личных вещах солдата Великой Отечественной, но увековечивания памяти о нём.
Такая оригинальная задумка проекта воплотилась в потрясающее  глубиной содержания действо по  расширению знаний о фронтовом быте солдата Великой Отечественной войны. Ведь «Музей в чемодане» – это собранные в солдатский чемодан (вещмешок, сумку, рюкзак)  предметы, необходимые  на фронте, того снаряжения, без которых солдату или командиру просто не обойтись. Эти фронтовые предметы – от красноармейской книжки до солдатской ложки – это тоже живые участники и свидетели великой битвы нашего народа с фашизмом. Каска, гимнастёрка, сапёрная лопатка, фляжка, кружка – реальные вещи реальных защитников Отечества, земляков, живших когда-то на Ершичской земле.  Их уже нет в живых, но называются их имена, ведь каждый предмет кому-то принадлежал, прежде чем попасть в музей,  служил солдату, вместе со своим владельцем прошел дорогами войны, сквозь дым  и огонь сражений, служил верную службу в бою, в окопе или на долгожданном привале. С особым трепетом воспринимались солдатские письма с фронта в памятных треугольниках – это живое слово фронтовиков, которое так  ждали в тылу.
Казалось, что сам Бессмертный полк говорит в музейной тишине голосами маленьких патриотов-пятиклассников в стилизованных армейских пилотках с красными звёздочками. Более того, казалось, герои далёкой войны  сами говорят этими юными голосами.
Удивительные чувства испытали мы, слушая поочерёдно рассказ каждого  пятиклассника о том или ином предмете солдатского быта. Им, очевидно, кажется, что они стараются ради присутствующих гостей. А на самом деле эта звучащая и наглядная память закрепилась их детскими голосами в граните Вечной Памяти в их сознании. Да так, чтобы ничто не было забыто, никто не был забыт и дальше.
Потому так понятно было волнение и эмоциональное напряжение присутствующих: Аллы Гончаровой, внучки Игната Ивановича Прокопенкова, фронтовой котелок которого был  в музейном чемодане. «Не верьте, ребята, – обратилась Алла Николаевна к участникам проекта, –  если вам где-то скажут, что советский солдат был оккупантом! Не верьте этой лжи! Наш солдат был освободителем, несущим мир и добро. Он и сейчас такой! Наш воин всегда  воевал и воюет за справедливость и правду. И в этом его сила, хотя он прост, неприхотлив, терпелив и смел».
Не могла сдержать слёз и Раиса Григорьевна Сороченкова: красноармейская книжка именно её отца, Григория Филипповича Сахарова, была описана в проекте.
А Владимир Сергеевич Шорохов принёс бесценную вещь – письмо с фронта своего деда  по матери Федота Логиновича Потапова, написанного 9 мая  1945 года! Представьте, какими чувствами наполнены эти солдатские строки, в которых сообщается о том, как восприняли его боевые товарищи и он сам сообщение о великой Победе!
Конечно, мы были поражены таким серьезным уровнем проработки проекта, показавшим научные приемы исследования, изучения исторических фактов, военной терминологии,  владения электронной техникой, мастерством публичного выступления.
Мало того, словесное, предметное и экранное  представление проекта удачно было дополнено мастер-классом по  применению солдатских портянок. Присутствующий Николай Викторович  Ермолаев и его  внук-пятиклассник Матвей успешно справились с заданием правильно применить этот важный предмет перед надеванием солдатских сапог. А потом все, участники проекта и гости, учились складывать письма-треугольники, ровно такие, какие делали бойцы на войне, чтобы отправить весточку родным с фронта.
Подчеркну ещё раз неординарность  проекта: эта неизбитая форма представления исторических  материалов, музейных экспонатов позволит  школе обеспечить мобильность проекта, живой интерес к нему в любой зрительской среде, в других, кроме школы, общественных местах.
Огромное спасибо и руководителям проекта, и ученикам 5 «Б» класса, и руководству школы за это незабываемое мероприятие!
Когда в завершение представления проекта дети  проникновенно исполнили современную песню «Не отбирайте солнце у детей», мы не могли сдержать слёз…

***

Вторая акция, инициатором которой является классный руководитель 8 «Б» класса Ольга Александровна Дюбанова, была не менее проникновенной, патриотической, очень ценной по содержанию.
Нам были представлены сочинения ребят, написанные ими в рамках Всероссийского конкурса сочинений и проекта, предложенного самим президентом страны Путиным В.В., «Нет срока давности». Ершичские ребята прочитали несколько работ под общей темой «Лица Победы». Разумеется, действующими лицами, героями  ученических сочинений стали родные и близкие люди юных авторов: прапрадеды и прадеды. Эта исконная приставка «пра» и уже её удвоенность «прапра» – свидетельство того, как далека от нас Великая Отечественная война. А вот память не поддаётся дальности времени, она вечная и неизбывная, потому что священная. Это и  стало лейтмотивом детских работ.
К примеру, героиней работы «Детство, уничтоженное войной» Анастасии Губернаторовой стала её прабабушка Валентина Борисовна Подовинова. Её военное детство – история целого поколения, вынесшего на детских неокрепших плечах все тяготы и беды военного лихолетья, забравшего и не вернувшего детство детям, сразу ставшими в войну взрослыми.
Героем сочинения «Фронтовые дороги моего прадеда», очень талантливо написанного Ульяной Пахоменковой, стал Алексей Павлович Перелякин, уроженец деревни  Пустая Буда, кавалер ордена Красной Звезды, многих медалей, шофер, закончивший войну в далёкой Пруссии.
С любовью и благодарной памятью написала Полина Лылина о своём прадеде Григории Григорьевиче Бороденкове. Её прадедушка прошёл всю войну, награждён орденом Красной Звезды и многими медалями. После войны работал председателем сельского Совета.  «Мы все очень бережно относимся к памяти о прадеде, храним все его фотографии, с гордостью несем его портрет в Бессмертном полку, память о нем будем передавать и своим детям», – пишет Полина.
Трогательно звучат строки из сочинения Марии Пядиной «Детство, опаленное войной», посвящённое её прадеду Василию Ковалеву: «Война украла детство у моего прадеда, но она его и воспитала в этой жестокой борьбе за выживание, научив прадеда быть выносливым, стойким и с презрением относиться к смерти. Мы должны обязательно пронести и дальше эту горькую память. Боль наших прадедов – наша боль. Их память – наша память. И она должна быть всегда живой!»
Тимур Гаппаров пишет уже о своём прапрадедушке Романе Демьяновиче Будилине. Сочинение называется «След Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Это, конечно, уже очень долгая история рода, а значит, и длительная память поколений – не менее пяти. Стоящий образец почитания праотцов!
Обвинительным документом  фашизму можно считать сочинение Ивана Ковалёва под названием «Преступление против детей в годы Великой Отечественной войны» В сочинении  Иван  рассказал о трагической истории его прабабушки Нины Алексеевны Сычевой, на глазах которой фашисты расстреляли её маму и сестер. Такое не забудется и не простится и через десять поколений семьи!
Очень ёмким и точным по силе правды выглядит сочинение Егора Гапонова – «Мой герой». Да, именно героем, как и миллионы других ветеранов, является прадед Егора Александр Степанович Гапонов, бывший в годы войны наводчиком орудия. География боевых передвижений прадеда Егора была настолько обширной, что по ней, как по  карте, можно было  изучать боевые операции целого фронта. Потому и гордость за своего героя у  правнука так очевидна и понятна.
Похожим по заголовку и великолепным по содержанию и стилю изложения стало сочинение Антона Петрищенкова «Мой герой большой войны», повествование о его прадеде, Сергее Александровиче Шорохове. С каким восторгом пишет Антон о прадеде! Перед нами  наяву предстал прекрасный образ  храброго защитника Севастополя, отважного воина, настоящего патриота. Антон поделился впечатлением от посещения в 2018 году города у Черного моря в Крыму,  в обороне которого в годы войны принимал участие его прадед. Правнук очень гордится тем, что на стеле с именами защитников Севастополя значится и имя его прадеда. А в школьном музее хранится ценная реликвия-экспонат  – личный морской кортик его прадеда.
Очень важным продолжением этой живой книги благодарной Великой Памяти потомков о героях ушедшей войны стала презентация книги Владимира Сергеевича Шорохова  о  боевом пути его отца «Судьба лейтенанта Шорохова», о которой мы уже писали в газете. Так и получается, что и сын, и внук одного из наших бессмертных героев стали единым голосом нашей общей живой памяти, не стареющей с годами.
Завершающим аккордом  этого дня стало вручение ребятам наград, дипломов и грамот, за достижения в их общественных делах и гражданско-патриотических акциях. Эта миссия была поручена нам, ветеранам педагогического труда, что несказанно нас порадовало и приятно удивило.
Думаю, что заключительный комментарий к услышанному и увиденному нами в этот день в уютном школьном музее вряд ли требуется. Ведь уровень героико-патриотического воспитания в Ершичской средней школе традиционно продолжает быть на высоком качественном уровне. Мы уверены, что эта планка проводимой воспитательной работы, в том числе средствами музейных мероприятий, не упадет и далее.  
А приобщение юного поколения  к живой, к святой Памяти народа будет способствовать формированию в нем истинного патриотизма и высокой нравственности, что так важно и так нужно нам сегодня.

Валентина Бокатая