Это наша с тобой биография

Как – то не заладилось по мужской линии в семье Конюховых из Дубровки. История, даже наша ершичская, знает немало таких примеров,  когда судьба, казалось бы, совсем беспричинно, может одного за другим извести под корень всех мужчин, или женщин нескольких поколений одной семьи. Вот такой рок пришлось пережить и нескольким поколениям Конюховых. И нет истории печальнее на свете, когда уходят из этой жизни в мир иной молодые, здоровые, красивые парни.

На ферму

Девчонки взрослеют раньше мальчишек. Так, наверное, было запрограммировано Всевышним, что женщина хранительница очага и семейного уклада должна быть мудрее и более подготовлена к жизни, нежели представители линии Адама. Зинаиде, которой стукнуло 15, чувствовала себя вполне взрослой и сама приняла решение после окончания восьмилетки пойти работать на ферму телятницей. Труд этот был ей знаком с детства, а другого она просто не знала, а может и знать не хотела. Ведь впереди была самостоятельность и чувство взрослого человека, который сам принимает решения и строит сам свою жизнь по тем образцам, которые сам же и нарисовал.2 Поняла ль девчонка, что ошиблась, когда вот так резко окунулась в беспросветный очень тяжелый и не всегда благодарный труд. Скорее всего нет, потому что так жили и работали многие ее односельчане. Да и замуж вышла вскоре, дети, как и положено, пошли и уже менять что – либо в жизни Зинаида Васильевна не решилась. В итоге более 40 лет изо – дня в день,  одно и тоже: утром на ферму, в обед на ферму и вечером туда же.

А было ль хорошее

– Зинаида, Васильевна, – спрашиваю, – из тех полтора десятка лет есть, что приятное вспомнить?
Задумалась женщина, умудренная жизненным опытом, возможно как в ускоренном кино прокрутив всю свою жизнь в голове, и ответила, что не припомнит такового. Все больше проблемы всплывают, которые приходилось решать и на работе и дома.
– Вот представьте себе, – вспоминала случай из той прошлой жизни Зинаида Васильевна, – я уже тогда дояркой работала. Пришли утром на ферму, а в коровнике горы навоза. Сломался навозоудаляющий транспортер и его почему – то никак починить не могли. Пока искали запчасти, навоза скопилось немыслимое количество. И нам пришлось, засучив, как говорится, рукава вот этими самыми руками, которые только что коров подоили, корма раздали и устали, конечно, браться за  большие совковые  лопаты и до мурашек в глазах, до пота освобождать ферму от свалившейся на нее беды.

Кто кроме нас

Такие непредсказуемые форс – мажорные случаи не часто, но случались. И некому было ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации, как только самим дояркам. А рулоны сена или соломы, промерзшие и скованные льдом, тоже приходилось дояркам разделывать, в том числе и топорами рубить. Все выдержали, вынесли, наверное, благодаря силе молодости, и пониманию, что никто кроме них не сделает эту неимоверно трудную работу.

Когда уходят сыновья

Однако «сюрпризы», вот такие совсем не радостные, а наоборот печальные и горькие не только работа приносила. Ее старший сын, Владимир, который уже попробовал себя в нелегком колхозном труде, но не разочаровался в нем, а наоборот уверовавший, что это его призвание, не вернулся домой из армии. И служил, то не в горячих конфликтных точках, а в Москве. Оставалось ему до дембеля как говорят солдаты совсем ничего. Он писал матери, чтобы его любимый журнал «За рулем» выписали и насчет трактора с председателем колхоза договорились, на который бы и сел сразу сынок по возвращении домой. Это к тому, что не собирался он счеты с жизнью сводить, как представили родным версию смерти сына командиры части. Так и похоронили на Дубровском кладбище тайну смерти сына вместе с ним самим.

Светлана

Радовала младшая Светлана. Девочка хорошо училась, маме во всем помогала, в том числе и на ферме. И, скорее всего, Зинаида Васильевна не хотела, чтобы ее единственная теперь родная кровинушка, разделила судьбу матери. И Светлана без лишних споров согласилась, поехала после восьмилетки в Смоленск и поступила в техническое училище. Приобрела профессию, а вместе с ней и направление на работу. В Советском Союзе иного просто не предполагалось и всей великой молодежной рати, которая получала государственное бесплатное образование, предстояло некоторое количество времени отработать по специальности и как бы погасить финансовый долг, который государство затратило на образование.

Городская суета

Таким образом, Светлана оказалась на Смоленской чулочной фабрике, образно выражаясь у станка. А это значило, как пришел на работу в 8 утра, и никуда, за исключением небольшого перерыва на обед.  Девчонка, привыкшая к свободе и праву самостоятельно распоряжаться своим временем, в том числе и рабочим, не могла смириться с таким вот почти принудительным заводским трудом. Да и городская суета ей не нравилась. Светлана начала задумываться как ей без больших репутационных потерь в глазах земляков – односельчан вернуться в родную, снящуюся по ночам, Дубровку. Помог случай.

Комсомольский призыв

В Смоленской области для привлечения молодежи в сельскохозяйственное производство была  объявлена акция: «Всем классом на ферму». Около десятка девушек, коллег Светланы по цеху, откликнулись на этот комсомольский зов. Таким образом, Светлана оказалась в родной Дубровке, почти родной ферме в качестве доярки по призыву. Мечты, как говориться,  сбываются. 

Мама рядом

Сейчас Зинаида Васильевна живет рядом с дочерью Светланой. Практически весь день мама находится на усадьбе дочери, помогая ей с большим и хлопотным хозяйством. Когда распался колхоз, а потом и животноводческий кооператив, организованный местными жителями в Дубровке,  Светлана поняла, что осталась, как говорится, у разбитого корыта. А поскольку вся ее жизнь была отдана животноводству, и ничего другого кроме животноводства так хорошо она не знала, выбор был небольшим. Если в кооперативе содержалось, например, на десяток рабочих сотня коров, то одна она с пятью коровами справится вполне, а значит можно браться за дело в частном, единоличном порядке.

Оба двое из морфлота

Но это уже было потом после целой череды нелепых смертей ее родственников по мужской линии. У мамы было два брата. Здоровые, полные жизненной энергии, а иные в морфлот Советского Союза просто не могли быть призваны. Медицинские комиссии военных комиссариатов очень строго следили за здоровьем своих будущих солдат. И вот сообщение Зинаиде Васильевне из Калининграда, о том,  что ее брат Владимир погиб. Опять без особых подробностей и объяснений. Воинская служба – это особого рода работа, на которой случается всякое. Еще один холмик на семейном кладбище.
А потом столь же неожиданное и нелепое сообщение из Одессы, где второй мамин брат Павел, отслужив в Морфлоте положенное время, был приглашен на работу в милицию, где достойно, как и в армии, нес свой служебный долг. Дослужился до майора, будучи всегда на хорошем счету и постоянно поощряем начальством. И вот телеграмма о гибели брата. Зинаида Васильевна поехала в Одессу на похороны.  Это была ее первая большая поездка из родного колхоза.

 

Вместе лучше

– Да, моя мама практически не выезжала из Дубровки, – рассказывает Светлана Николаевна, – непростую жизненную ситуацию Зинаиды Николаевны. В Ершичи по делам и то не всегда отпускали. Просто некем было заменить человека на ферме. Шли годы, рубцевались душевные раны, однако судьба уже уготовила новое серьезное испытание для моей многострадальной мамы. В 1982 году я похоронила папу, а мама мужа.
В деревне очень трудно одной женщине, как, впрочем, и мужчине. Слишком много работы в домашнем хозяйстве, которая издревле подразделяется на чисто мужскую и, соответственно – женскую. Сошлась Зинаида Васильевна с мужчиной и стали вести вдвоем домашнее хозяйство, и работать естественно в колхозе.

Дети – радость моя

К тому времени Светлана стала Захаренковой,  заключив союз бракосочетания с Николаем. И было все как у людей. Работа, дом, дети. Семья по тем временам была многодетной: сын и двое красавиц дочерей растили на радость себе и людям Захаренковы. Но, увы, судьба – злодейка опять внесла свои печальные коррективы в жизнь семей Конюховых – Захаренковых. Трагическая случайность вырвала из жизни мужа и отца троих детей – Николая. В этот же время примерно ушел из жизни и мужчина, который жил с Зинаидой Васильевной все последние годы.

Жизнь продолжается

Но судьба не только отнимает… В деревне Будище жил очень трудолюбивый и добросовестный Сергей Борисов. Деревня постепенно перестала существовать, кто уехал, а кто переселился в еще здравствующие села. Вот так и связала жизнь этих трудолюбивых, влюбленных в свою родную землю: Светлану Николаевну и Сергея Ивановича.

Свое хозяйство

Когда распадался животноводческий кооператив, созданный в Дубровке, все имущество принадлежащее коллективу было по – честному разделено. Таким образом, собрав вместе паи земельный и имущественные:  Зинаиды Васильевны, Светланы Николаевны, Сергея Ивановича Борисова, семья Конюховых – Захаренковых смогла создать небольшое крестьянско – фермерское хозяйство. Надо было кормить детей, мать, да и себя. Пять коров, молоко которых реализовывалось, и прочая живность наполняла подворье Сергея и Светланы и давала возможность обеспечивать большую семью в полной мере продуктами питания. Помогала еще мамина пенсия.

Игорь Сергеевич

Труд в радость – это о Сергее и Светлане. А еще одно очень радостное событие случилось лет семь тому назад в жизни Сергея и Светланы. В их доме появился еще один полноправный член семьи Игорь Сергеевич. Сейчас мальчишка уже перешел во второй класс и папа с мамой не нарадуются, глядя на сына.
После перенесенной операции по замене сустава, Светлана Николаевна долго реабилитировалась и было решено немного поубавить свое хозяйство.  Осталось три коровы и прочая живность.

Наследие

Зинаида Васильевна с гордостью рассказывает о своем богатстве, которое выражается в ее многочисленных внуках и правнуках. Гордится своими детьми и внуками и Светлана Николаевна.  Ее старший сын Андрей посвятил себя военному делу и сейчас несет службу в одной из частей российской армии. В их семье подрастает замечательная девочка Дарья.
Дочь – Людмила вышла замуж за Григория Новикова, жителя прекрасного села Корсики. У них подрастают два сына, и внуки Светланы Николаевны – Костя и Саша. Сам Григорий на фронтах СВО. С нетерпением ждут возвращения Григория в родные пенаты.
Еще одна дочь Наталья тоже вышла замуж за военного. И молодые подарили бабушке Свете прекрасную внучку Светочку.
Вот такая судьба. Подчас не приведи Господи. А ведь и хорошего немало. Одни внуки и дети чего стоят. Только ради них нужно жить.

В. Панюшенко