Из династии

В одном из номеров нашей газеты мы обещали рассказывать о трудовых династиях. И не только о педагогических. Но получается так, что именно учителя в большинстве своем наставляли своих чад следовать их трудовой поступи. В этой связи редакция будет благодарна тем читателям, которые подскажут нам династии, как учительские, так и других профессий. И мы с удовольствием расскажем о них на страницах нашей «Нивы».
А пока жительница села Ворга (скромны наши люди, не хотят афишировать свое имя в газете) попросила написать о Гореленковых, учителях Воргинской средней школы. Когда мы начали собирать материал по теме, оказалось, что это очень большая и достойная учительская династия. А потому материал о главном ее представителе – Ларисе Шороховой мы решили опубликовать отдельно.

***

Когда в 1971 году Лариса Гореленкова закончила Воргинскую среднюю школу, перед ней не стояла проблема выбора профессии. Ее родители – Герасим Иванович и Валентина Васильевна Гореленковы работали учителями. Мать преподавала историю и обществоведение, а отец – начальную военную подготовку. Тогда, в 1971 году не повезло девчонке – не прошла по конкурсу в Смоленский пединститут. В то время в школах не хватало учителей и будущему педагогу предложили поработать в Карповской восьмилетней школе учителем географии, а на следующий год она поступила в пединститут, заочно.

***

– С благодарностью вспоминаю педагогический коллектив Карповской школы, -расказывает Лариса Герасимовна, – директора Гиманова Ивана Ильича, учителей Степченко Марию Петровну, Пахоменкову Татьяну Ивановну, которые с добром и заботой учили и наставляли.
Добираться из Карповки в Смоленск на день заочника раз в месяц было трудно из-за бездорожья, поэтому пришлось перевестись на работу в Воргинскую среднюю школу. Эта школа была одной из самых больших в районе. В ней обучалось около 600 учеников. В педагогическом коллективе было 40 учителей, которые пользовались авторитетом и уважением у населения посёлка. Работая старшей пионервожатой, Лариса Гореленкова проводила много мероприятий с детьми: пионерские сборы, комсомольские собрания, походы и экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда. Ворга была очень большим посёлком, на территории которого работал стекольный завод, продукция которого отправлялась по железной дороге по всей стране.

***

В 1979 году Гореленкова стала членом партии, и когда первый секретарь Ершичского райкома КПСС Козлов Иван Маркович вручая ей партбилет, предложил поработать в райкоме инструктором отдела пропаганды и агитации, она подумала и согласилась. Отдел занимался идеологической работой – партийной учёбой, организацией социалистического соревнования в трудовых коллективах, проведением слётов передовиков. Работники райкома КПСС постоянно участвовали в сельхозработах, выезжали в хозяйства на заготовку кормов, уборку льна и картофеля. За годы работы в райкоме Лариса Герасимовна приобрела бесценный опыт.

***

В 1983 году первый секретарь райкома КПСС Лобанова Варвара Павловна предложила молодому перспективному работнику отдела пропаганды и агитации возглавить Ершичский отдел образования.  Но Лариса Герасимовна отказалась, мотивируя это свое решение сложностью работы. Прошёл год и к этому вопросу в районном комитете партии опять вернулись. На сей раз никакие отказы уже не принимались.

***

Областной отдел образования утвердил Гореленкову  заведующей Ершичским районным отделом образования и отправил на месячные курсы в Москву. 
Объем работы был очень большим. В 1984 году в районе работало четыре средних, 14 восьмилетних и шесть начальных школ с контингентом 1526 учащихся, восемь дошкольных учреждений, где трудилось более 250 учителей и воспитателей. С первых дней работы возникло много проблем по финансированию школ, укреплению учебно – материальной базы, нехватки педагогических кадров. В отделе не было транспорта, поэтому добираться в школы приходилось на попутках по бездорожью. К тому времени в большинство деревень дорог не было вовсе.

***

В те годы школьники оказывали помощь колхозам и совхозам в уборке урожая. Весь сентябрь дети работали в хозяйствах, потом приходилось навёрстывать учебную программу.
С приходом к руководству районом Кучера Ивана Васильевича директоров школ обязали организовать работу по выращиванию капусты, что вызывало большие сложности у педагогических коллективов по организации учебного процесса. Нарушалась техника безопасности.
– Через пять лет по семейным обстоятельствам я перевелась на должность заведующей методическим кабинетом отдела образования, где проработала до ухода на пенсию с трудовым стажем сорок пять лет. В то время мы редко задумывались о своих благах, на первом месте всегда было чувство долга и ответственности за порученное дело.

Дочь Юлия Шорохова и мама Лариса Герасимовна