ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ФАКТАХ

Недавно Министерство Просвещения распространило письмо по всем образовательным организациям с рекомендацией проведения Федерального урока, посвященного Великой Отечественной войне. Что весьма актуально и в связи с 80-летием начала войны, и с огромным потоком лживой информации в интернете, кинематографе, компьютерных играх о тех событиях, нивелирующих решающую роль в Победе нашей страны (СССР).
В Воргинской средней школе, пожалуй, первым в районе такой урок для учащихся 8-9-х классов провел 16 декабря учитель истории, краевед Ю.А. Познышев. Юрий Александрович считает, что вообще знакомить детей с историей войны необходимо гораздо ранее 10-го класса, где только в настоящее время и изучается эта важная тема; возможно, стоит выделить для этого элективный курс, поскольку у подростков весьма поверхностные знания об этом. К тому же многие уходят из школы по окончании 9 классов.
Для того, чтобы максимально воздействовать на чувства при подаче материала, Юрий Александрович использовал оптимальным образом все средства. Это и грамотная, эмоциональная речь педагога, и метод эвристической беседы, побуждающий на размышления, и подлинные документы, фотографии, стихи, факты о Смоленщине в годы оккупации; видеофильмы. А также подготовленные ребятами сообщения.
И результата достиг, о чем свидетельствует хотя бы то, что неразлучные смартфоны на этом необычном двухчасовом уроке Памяти постепенно исчезли и более не появлялись в руках подростков. Еще бы – такого они еще не видели!
Началось мероприятие с видео-викторины «Что мы знаем о войне», подготовленной библиотекарем Казаковой Е.В. Это был так сказать «разогрев», но и он показал, что дети реально мало что знают о войне. Введя, в тему, педагог продемонстрировал подлинное солдатское письмо из 1943г, развернул и прочел едва видимые от времени строки, написанные простым карандашом на тетрадном листке в клеточку Марусовым Алексеем Тарасовичем своим родным в д. Жуковка Ломнянского с/совета. А через несколько дней 18-летний солдат погиб. Там – на Проне, где полегло много наших земляков …
Что такое фашизм, дети еще толком не понимают. И надо было видеть, как воздействовало на них стихотворение «Варварство», проникновенно исполненное девочкой – их сверстницей! Еще более были изумлены, узнав, что автор Муса Джалиль – журналист воевал, попал в плен, в концлагере развернул подпольную деятельность (с его помощью бежало до 600 чел). Когда раскрыли, поэта посадили в тюрьму смерти Моабит, а 25 августа 1944 года казнили на гильотине…
Суть фашизма раскрыли архивные документы. Например, протокол № 2 совещания судебно-следственной комиссии при Польско-Советской чрезвычайной комиссии от 19.08.1944г. Приведу часть текста: «экспертиза установила, что на территории лагеря [Майданек] были построены две печи для сжигания трупов и крематорий из пяти… печей. Только печи одного крематория сжигали в сутки 1920 трупов… Немцы утилизировали не только пепел от сжигаемых трупов для… удобрения полей, не только обувь и одежду с замученных ими жертв – обязательно вырывали у трупов золотые и металлические зубы… Всего в лагере Майданек было истреблено до двух миллионов военнопленных, граждан оккупированных стран Европы – мужчин, женщин и детей».
И это только в одном концлагере. Напомнил Юрий Александрович и о Рославльском концлагере Дулаг-130, рассчитанном на 30 000 чел. В нем, как замечали сами немцы, норм продовольствия было мало для того, чтобы жить и много для того, чтобы умереть. Уже зимой 1941/42гг. в день из него вывозили до 600 трупов. В начале сентября 43-го, оставляя город, была проведена эвакуация лагеря (в нем оставалось до 4 500чел). Согласно актам Чрезвычайной Комиссии по расследованию злодеяний фашистов от 12.04.1944г, в южной части Вознесенского кладбища Рославля обнаружено 47 массовых захоронений длиной от 5 – 6 м до 9 – 38 м и глубиной 3 – 4 м; трупы укладывались от 3 до 6 рядов …
Еще более дети были потрясены, просмотрев 2-ю часть документального фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», вышедший впервые на экраны в 1965г, а в последнее время почему-то в забвении; отыскать его удалось только в интернете. Главный акцент его – на преступлениях нацистской Германии. В фильме нет выдумки, все – ПРАВДА. Основа его – европейская кинохроника, трофейные материалы из киноархивов министерства пропаганды гитлеровской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные личные любительские снимки военнослужащих вермахта и СС …
На протяжении всего просмотра никто не проронил ни слова, все смотрели завороженно, и было видно, что дети потрясены увиденными сценами хроникальных кадров и фотоснимков с ужасами фашизма. А в завершение мероприятия получили задание – написать эссе на тему «Зачем нужно помнить о войне и знать правду о фашизме». И с заданием справились на-отлично.

Наш корр.