Району – пятьдесят

Светлое прошлое

Нина Ивановна Лискина –  человек в районе известный, наш постоянный подписчик и читатель, как –  то позвонила в редакцию с просьбой написать о людях бывшего колхоза «Вперед к коммунизму», которые своим неимоверно тяжелым, неустанным трудом  на полях и фермах вносили свой посильный вклад в решение продовольственной  проблемы Советского Союза, выдавая «на гора» молоко, мясо, хлеб. К великому сожалению эту проблему решить не удалось, и непонятно куда уходили миллионы тонн сельскохозяйственной продукции, производимой колхозами и совхозами.  По крайней мере,  в магазинах они попросту отсутствовали.  А ведь люди работали не покладая рук,  и рассказать о них просто необходимо.  Но большой проблемой было добраться до Язовки, поскольку в редакции уже давным – давно нет автомобиля. Выручил глава Кузьмичского поселения Алексей Ковалев, который любезно согласился отвезти нашего корреспондента в Язовку. Ну а там нашим добрым и компетентным гидом была Нина Ивановна. Сегодняшний материал о Фаине Кирилловне Кузьменковой.

Клетня

Как то очень быстро немецкие войска появились на Клетнянской земле Брянской области.  Не прошло и месяца с начала подлого необъявленного нападения на мирную Советскую страну, а немцы уже в Клетне.  В те летние дни 1941 года Фаине исполнилось 8 годков. Но девочка хорошо помнит те тяжелые и горестные времена, когда в деревню  Тельча, Клетнянского района, где проживала она пришли незваные гости – фашисты. До этого она пережила смерть своей матери,  и отец привел в дом другую женщину, поскольку четырех детей надо было растить и воспитывать, а еще кормить и одевать. Оно и до войны было не сытно в деревне, хоть и держали свой скот, но в первую очередь государству нужно было сдать около 300 литров молока,  более 50 килограммов мяса,  150 яиц в год  с каждого подворья.  А если нет в  личном хозяйстве мясной животины,  или курей, отдавай деньгами. А где их денег брать, коль в колхозах платили за работу трудоднями, на которые в конце года хорошо, если давали зерно.

Проводница

А с войной и вовсе голодно стало. Жила в той деревне бабушка незрячая, которая только и могла прокормиться не иначе как подаянием. Сердобольные люди таким убогим можно сказать последнее отдавали. Вот и стала 9- тилетняя Фаина глазами бабушки. Так и ходили они от деревни к деревне неделями. Периодически возвращались в свое село, где кроме постного щавеля и поесть было нечего, а потом снова отправлялись в походы с протянутой  рукой.

Гребеневка

Ходили далеко, в том числе и в Гребеневку, где жила тетя Фаины, которая принимала на постой ходоков. А однажды и вовсе предложила племяннице остаться у нее жить, нечего, мол, побираться. Вот так и стала девчонка жительницей Гребеневки. В 15 лет пошла работать на ферму, а этот труд легким никак не назовешь.

За мужем

Симпатичную работящую Фаину в деревне приняли как свою, и мальчишки не раз заглядывались на красавицу – дивчину. В том числе и Саша Кузьменков, который был более настойчивым в проявлении своих чувств  Фаине.  И как результат этой дружбы – свадьба и новая фамилия.  Александр оказался очень хорошим, душевным  человеком, который вместе с супругой  сумели построить настоящую семью, где царили любовь, уважение и почитание друг друга. До сих пор Фаина Кирилловна с душевной теплотой отзывается о своей свекрови, с которой жили как с родной матерью, разделяя радости и горести.
Ее муж Александр Кузьменков все свою сознательную жизнь отработал трактористом. В том числе и на гусеничном с навешенным погрузчиком.  Главным его делом было очищать фермы от навоза, с которым он успешно справлялся. Ему не нужно было указывать куда ехать и что делать. Он сам знал,  когда и на какой ферме нужен его трактор. Одним словом – человек очень добросовестный и ответственный.

О свекрове с любовью. Новый дом.

Домашнее хозяйство, как и забота о детях в основном ложилась на плечи свекрови. И это было большой помощью молодым Кузьменковым, которые не покладая рук трудились на полях и фермах.
Было время, когда этих работящих ответственных людей захотели перетянуть к себе соседи белорусы из деревни Еловец.  Обещали не только работу, но и жилье, благоустроенное по тем временам. И решили Кузьменковы – ехать, благо в Белоруссии сельское хозяйство находилось на более высоком качественном уровне. Возможно председатель колхоза «Вперед к коммунизму» узнал о намерениях Кузьменковых и решил, что потеря таких тружеников для хозяйства будет очень чувствительной. Рабочих рук в хозяйствах района всегда не хватало. И поэтому визит руководителя в дом Кузьменковых был не случаен. Долго обсуждали все моменты дальнейшей жизни Кузьменковых, но, в конце концов, порешили, что построят им новый финский дом и работу на ферме для Фаины Кирилловны предоставят. Весомым оказался аргумент строительства нового дома, с жильем тогда и в деревнях проблема остро стояла, хотя очень много домов возводили в колхозах и совхозах района хозспособом. Как говорится от добра добра не ищут,  решили  остаться.
Ну а председатель свое слово сдержал, и Кузьменковы вскоре переселились в новый дом. Это было большим и важным событием для семьи.

Трудовые будни

– Что Александр, что Фаина, – делится Нина Ивановна Лискина своими воспоминаниями о тех временах, – никогда ни одного нарекания не получали от руководства колхоза. Делали свою очень важную и нужную работу хорошо и в срок. Хотя вспоминаю с огромным сожалением,  как Фаине приходилось по колено в грязи на ферме выполнять свои обязанности.  Телятник этот в Язовке изначально был построен в очень низком месте, откуда стока воды не было. И место это превращалось в болото. Вот и приходилось телятницам в больших резиновых сапогах грязь месить. Не каждый мог так работать. А по шесть ведер за раз переносить – это тоже из той трудовой жизни Фаины и ее коллег по работе на ферме.
– Это как по шесть ведер? – спрашиваю.
– Я сама такое чудо впервые увидела в Язовке – продолжает Лискина, – оказывается  можно, если сильно захотеть. Просто нужно браться за низ дужки. Правда,  ведра были не полными.  И это все ради ускорения процесса выпойки телят.
Фаина Кирилловна  работала  в животноводстве до самого последнего момента, покуда колхоз не «приказал  долго жить», а попросту говоря, развалился.

 Всегда вместе

Сейчас Фаине Кирилловне без годика девять десятков. Живет в том самом финском доме, который за труды ее праведные построил колхоз. С ней – дочь Татьяна. Вместе ведут нехитрое домашнее хозяйство, вместе коротают время долгими зимними вечерами, иногда вспоминают те прошлые годы, когда в селе кипела и бурлила жизнь. И ни в коем случае не обижаются на прошлую очень нелегкую жизнь. В деревне люди живут как бы одним коллективным сообществом. Каждый знает не только соседа, но всех кто проживает на территории бывшего колхоза. При встречах общаются, да и телефон в этом общении большой помощник.

О прошлом только хорошо

И еще одно очень важное – это то, что люди не очерствели душой, не проклинают  идеологов перемен в своей жизни, пусть не самых лучших перемен. Хотя сожаления о том, что они столько своих сил и трудов вложили в хозяйство и все то, что они создали,  пошло прахом и оказалось никому не нужным, частенько проявляются. Но души их чистые и светлые ничто не может омрачить, и желание помочь своим близким присутствует на самом широком уровне. Так, например соседка Кузьменковых Надежда Александровна Хололова помогает им во всем, в том числе и продукты из магазина принести, а Владимир Ковзалин по мужской линии всевозможную помощь оказывает. Так и живут ветераны труда в бывшем колхозе «Вперед к коммунизму». Хороший призыв в названии хозяйства, только вот достичь этого светлого будущего, которое Хрущев обещал построить к 1980 году, не удалось и до сих пор.

Наш корр.